Праздник Сатурналий ждали в Древнем Риме как повод не только повеселиться, но и стать равными, особенно торжествовали рабы. То, что не позволялось делать, становилось доступным – рабы садились на место хозяев, могли одевать шапочки, которые носили только свободные граждане.
Дружно выбирали названого царя, который правил торжеством, придумывая нелепые задания и указания, а завершалось все раздачей подарков. Так несколько дней чествовали божество Сатурна, который напоминал, что все равны, и в мире должно царить изобилие.
Зимний праздник плодородия у римлян: Сатурналий
Еще до нашей эры в Риме главным божеством считался Сатурн, как олицетворение богатства и равноправия. Люди пользовались дарами природы, не разделялись на сословия, а он прославился как «щедрый на ресурсы». Римляне считали его правителем и готовы были поклоняться. Существовало верование, что он пришел как изгнанник в оковах, но смог стереть социальные различия. Поэт Вергилий написал, что Сатурну удалось собрать воедино противоречивый народ, разбросанный по горам и долинам, и дал им законы. Его правление - это золотой век, когда люди жили в идеальном мире. Он принес сельское хозяйство и цивилизацию и стал королем.
С тех пор римляне стали отмечать Сатурналий, который приходился на 17 декабря. Стечение обстоятельств или нет, но именно в этот день Солнце входит в первый день Козерога, который является астрологическим домом Сатурна. Это приближенные дни к солнцестоянию и как свидетельство озарения, появление нового периода, новой жизни.
В начале праздник отмечали 2-3 дня, потом он увеличился до 5 дней, а затем до 7 дней, заканчиваясь 25 декабря. Поэтому Сатурналий так близок по дате и развлечениям с рождественскими гуляньями, хотя и несколько в другом виде.
Хозяева прислуживаются рабам – смена ролей
Сатурналий – это в первую очередь праздник равенства, поэтому рабы его ждали больше всех. Это время, когда стирались сословные различия, все становились равноправными, без разделения на слуг и хозяев. В эти праздничные дни слуги и рабы могли занимать за столом места своих хозяев, а те прислуживали им, поднося еду. В другом варианте – это могло быть и иначе, когда рабы первыми садились за стол отобедать, и только после них принимались за трапезу богачи.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Свободные римляне носили конусные войлочные шапочки – пиллеус, как признак вольноотпущенного, поэтому рабы ходили с непокрытой головой. Но в Сатурналий все менялось – они также их могли одеть, как бы стать «пиллеированными» несмотря на свой статус.
Сатурналий позволял свободу в высказываниях. Рабы могли говорить своим хозяевам все, что хотели, без какого-либо наказания для себя, и даже оскорбить их или обозвать. Согласно традициям, это должно было остаться безнаказанным и после праздника, но нет свидетельств, что хозяева так и поступали. Они свою обиду могли выплеснуть на рабов другим способом, и за другой проступок.
Сатурналий – праздник бездействия
Праздник, приближенный к солнцестоянию, олицетворял начало новой жизни, это был период поиска знаний и истины. В качестве солнечного луча были свечи, которые дарили и зажигали во всех домах. Но это был еще праздник бездействия, когда нельзя было принимать кардинальных решений, заниматься работой. Это время было посвящено гуляньям и развлечениям.
В Сатурналий не работали суды и правительственные органы, поэтому даже начало войны нельзя было объявить. Не работали школы, закрывались производства, все время было посвящено чествованию божества.
Жертвоприношение как ритуальная часть праздника
Религиозная составная праздника Сатурналий состояла в том, что в храме, в котором стояло божество Сатурна с обвитыми шерстью ногами, проводилась церемония разрезания пут. Оно символизировало, что он пришел с оковами, но стал вольным и уравнял всех. Шерстяные нити на ногах разрезались, как акт освобождения.
Существовала теория, что в одно время были и человеческие жертвоприношения, но это приписывалось первобытному Сатурну. Тогда жертвами становились гладиаторы, потому что Сатурн принимал в качестве подаяния головы. Но потом, согласно мифологическим рассказам, полубог настоял, чтобы они были прекращены и заменены на символические жертвы: маски или изображения. В семьях с достатком могли в этот день приготовить молочного поросенка на ужин как жертвоприношение.
Подарки на Сатурналий
На третий день празднества, 19 декабря, все дарили друг другу подарки. Они могли быть дешевыми и символическими: свечи, разнообразные продукты и блюда, одежда, утварь, куклы. Фигурки и свечи в данном случае несли ритуальный смысл – человек и свет, как жертва Сатурну и свет жизни. Богатые могли сделать дорогой подарок простым римлянам или передать «чаевые», чтобы у того появилась возможность купить другому подарок, или как вариант для улучшения его жизни.
Подарками выравнивалось социальное неравенство, потому что без различия по сословию все могли подарить что-то. Август особенно любил «подарки с кляпом во рту» - предметы, которые невозможно использовать в быту, но они имеют шутливый характер. Иногда это были предметы, которые вставляли в рот, чтобы создать устрашающий или комический образ.
На время праздника разрешались азартные игры
В Риме были запрещены азартные игры, но Сатурналий снимал даже эти ограничения. Разрешалось играть в кости, карты, делать ставки, даже рабы принимали в этом участие. В качестве расчетной единицы могли служить орехи, если не было денег. Рабы садились за один стол с хозяевами. Это было время веселья, когда трезвый римлянин казался исключением из правил. Торжествовало пьянство и обжорство.
Не все римляне, однако, с одобрением воспринимали такой разгул. Например, философ-стоик Сенека писал своему другу, что начался декабрь, и все погрузились в суету. Много шума и грандиозных приготовлений, посвященных Сатурну. Он говорил, что не знает, как лучше провести время: поужинать как обычно, или все же скинуть тогу и окунуться в необычные дела. Но Плиний, юрист, писатель, категорично не принимал традиции праздника. Он уходил в свои комнаты как в убежище от шумной суеты Сатурналия. Таким образом он не мешал другим веселиться, получая возможность оставаться со своими любимыми занятиями.
Король Сатурналий или Повелитель беспорядков выбирался жребием
Веселье усиливалось необычными действиями. На время празднества посредством жребия выбирался король Сатурналий, который, как говорится, правил балом. Его сравнивали с Повелителем беспорядков, потому что на него возлагалась роль давать нелепые указания. Он мог приказать пробежаться голышом, прыгнуть в холодную воду или сделать еще какой-то неприличный и непредсказуемый поступок, нарушающий моральные устои. Гости должны были ему подчиняться, и все вместе создавали хаос и абсурдный мир без правил.
Часто короля праздника приветствовали криком «Ио, Сатурналии» после публичного банкета и выбора претендента. «Ио» - это не современное понятие «исполняющий обязанности», хотя как вариант очень даже похоже. В случае с римлянами «и» говорили коротко, а «о» протяжно, иногда «И» звучало на латинский манер «yō». В любом случае в восклицание вкладывались эмоции, и он звучал как призыв короля к действию, обозначая его триумф на празднике, а также чтобы подчеркнуть шутовское назначение.
Сатурналий в современной традиции Рождества
Многие традиции римлян незаметно перекочевывают в обиход других народов, даже когда наступили другие эпохи. Смысл бывает очень похожим. Празднование Сатурналий в старину и Рождество по современным обычаям объединяет единая дата в декабре для поклонения божествам, только разным. Остались в традиции гулянья, ношение масок, подарки, хождение в гости, а по ночам – полнейший разгул.
В Швейцарии и Франции, например, выбирали на Рождество мальчика, который выступал в роли «епископа на один день», издавались странные указы. Это распространилось по всей Западной Европе с той разницей, что полномочия у такого «епископа» могли быть разные. В одних местах допускались всякие вольности, а в других – это скорее носило церемониальный характер. Во Франции духовенство в Средневековье, подчиняясь приказам «епископа», могло переодеваться в женскую одежду и носить маски, как и древние римляне в Сатурналий.
❤️ Телеграмм-канал терапевта-психолога. Помогает. Рассказывает об интересных случаях: ❤️ 👇Подписывайтесь 👇
В период Возрождения появился аналог – «Покровитель беспорядков» на Рождество, который занимал почетное место на Празднике дураков. Жребием служил боб, монета или другой мелкий предмет, запеченный в пироге или пудинге. Кому он попадался, тот становился королем. В Англии это был «Лорд беспорядков», хотя позже запретили такую традицию, однако фасоль в пудинге так и продолжают запекать, но суть его нахождения изменилась. Хотя остается возвеличивание того, кому она досталась. Он считается счастливчиком, избранным.
Со временем вернули традицию преподносить подарки на Рождество, превратив ее в семейный праздник. Зажигание свечей в Сатурналий и в Рождество было символом божественного огня, зажженных факелов. Не остались забытыми и пиршества с обилием блюд, с песнями и танцами.
В Японии не отмечают Рождество как религиозный праздник, но также любят встречаться всей семьей за одним столом и дарят подарки. У японцев другой взгляд на этот праздник, сильно отличающийся от привычных традиций европейцев, но тем и интереснее для других их культура.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть вам интересно:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160824/61071/