Как-то уж больно одновременно заговорили о мире возможно будущий президент США Дональд Трамп и спецпредставитель Китая по делам Евразии Ли Хуэй.
"До того, как я приеду в Овальный кабинет, сразу после того, как я выиграю на выборах, я закончу ужасную войну между Россией и Украиной. Я сделаю это очень быстро. Я единственный кандидат, который может это пообещать. Я это предотвращу. Я не дам Третьей мировой войне случиться. Ни у кого, кроме меня, это не получится", — заявил Трамп в ходе очередного выступления перед своими сторонниками.
В свою очередь, комментируя недавнюю эскалацию украинского конфликта, произошедшую по вине Киева, китайский дипломат отметил, что "власти Бразилии, Индонезии и ЮАР обеспокоены применением западного оружия против России и считают, что затягивание войны на Украине — это манипуляция определённых кругов западного военно-промышленного комплекса".
Такое вот забавное совпадение интересов у непримиримых геополитических соперников. Но с ними-то всё более-менее понятно: для Трампа "миротворчество" — одна из его предвыборных фишек, а для Китая: скорейшее завершение конфликта (на любых условиях, это важно понимать) — необходимый элемент укрепления его экономического могущества. Деньги любят тишину, как известно, в том числе и деньги китайские.
Непонятно другое: для чего Украине в лице Ермака говорить о подготовке к проведению второй мирной конференции, в то время как его патрон Зеленский радостно вещает на весь мир, что у него-де есть план победы над Россией, которым он скоро поделится с США?
"Курская область входит в план победы Украины. Это очень важный план. Про всё детально говорить я не буду. Будет справедливо, если я этот план представлю президенту США. От него зависит успех плана. Дадут нам всё для него или нет. Думаю, что будет правильно ещё и передать этот план Камале Харрис и Дональду Трампу, поскольку мы не знаем, кто будет президентом. А выполнить план уж очень хочется", — заявил Зеленский в ходе вчерашней пресс-конференции.
Правда, как позже выяснилось, "план победы" представляет собой список целей в РФ, по которым Киев предлагает ударить западным оружием. То есть речь буквально идёт о следующем уровне эскалации, которого прежде ещё не было.
Как пишет Politico, "украинские чиновники готовятся представить высшему руководству национальной безопасности США список дальнобойных целей в России, по которым, по их мнению, военные Киева могут нанести удар, если Вашингтон снимет ограничения на американское оружие".
"Украина использует список как последнюю попытку убедить Вашингтон снять ограничения на использование американского оружия по России. Хотя она уже предоставляла США некоторые потенциальные цели в России, предполагается, что список будет более персонифицированным". Конец цитаты.
При этом, как отмечает издание, некоторые украинские законодатели и чиновники говорят, что видели признаки того, что в администрации Байдена не исключают возможности отмены ограничений в ближайшие дни, а американский конгрессмен-демократ, осведомлённый о разговорах, также рассказал, что "администрация рассматривает запрос Киева".
В этой связи лично у меня возникают нехорошие подозрения, что и слова китайцев, и тирада Трампа были не просто частью обычной в таких случаях политической риторики, а означали нечто куда большее — осведомлённость о будущих планах Запада.
Если продолжать мыслить в этой парадигме, то становится более понятным стремительный визит индийского премьера Моди по городам и весям Восточной Европы, после чего он немедля доложил о его результатах сначала президенту России Владимиру Путину, а затем и нынешнему хозяину Белого дома.
Как сообщает Reuters, Байден и Моди обсудили войну на Украине, после чего глава индийского правительства "подтвердил полную поддержку Нью-Дели скорейшему восстановлению там мира и стабильности".
Со своей стороны, Белый дом сообщил, что оба лидера выразили "поддержку мирного урегулирования конфликта в соответствии с международным правом на основе Устава ООН".
В канву явно предпринимаемых за кулисами дипломатических усилий хорошо укладывается и сегодняшний приезд советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана в Китай.
По информации The New York Times, представитель Вашингтона попробует убедить Пекин сократить поддержку России в её войне против Украины, при этом, Китай "вряд ли отвернётся от Москвы, своего единственного партнёра среди крупных держав, способного уравновесить Соединённые Штаты".
Не стану оспаривать мнение американских журналистов, но, как по мне, Салливан, скорее, хочет прощупать почву на тему отношения руководства КНР к возможному использованию Москвой тактического ядерного оружия, на которое она, вероятно, пойдёт в случае резкой эскалации конфликта на Украине.
Недаром буквально накануне наш министр иностранных дел Сергей Лавров заявил об уточнении параметров нашей ядерной доктрины и условий применения ТЯО, а также указал на то, что Запад сам сознательно "нарывается" на неприятности.
На этом фоне как-то особо тревожно звучат новости из Британии о том, что Лондон активно выступает за предоставление Киеву разрешения на удары западным оружием вглубь территории РФ. Об этом в частности пишет The Telegraph. А Financial Times уточняет, что позицию Великобритании разделяет и Франция, в то время как США и Германия выступают против.
О том, что США не планируют менять своего отношения к использованию западного дальнобойного оружия для обстрелов целей на российской территории, пишет и The Wall Street Journal, при этом подобная точка зрения аргументируются не возможным негативным эффектом, а лишь неэффективностью использования ракет ATACMS в ситуации, когда "Россия отвела 90% своей авиации из угрожаемых районов".
Таким образом, получается, что принципиальных возражений против ударов по России у Вашингтона нет. А стало быть, если демократы посчитают, что повышение градуса эскалации будет соответствовать их политическим интересам, они дадут Зеленскому добро. И вот тогда уже точно — жди беды.