Найти в Дзене
Виталий Калгин

"Привет Вадек, Васек, Таня, Вика, Лена и дети. Пишет Витек..."

фото из архива автора
фото из архива автора

Среди многочисленной корреспонденции Цоя, которую мне передала Наталия Разлогова, мной был обнаружен конверт не прошедший почту. Простой белый конверт без рисунков, на котором ручкой синего цвета выведено – «для «КИНО». Было очевидно, что письмо было передано лично где-то на концерте или же попало к Виктору каким-то иным способом.

фото из архива автора
фото из архива автора

Внутри был стандартный листок бумаги с напечатанной на нем фотографией. Текст гласил:

«Здравствуйте Цой, Юрики и все «Киношники»! Постоянно слушаем «Кино» Очень переживаю разрыв с Вами хотя в последнее время я редко Вас видел из-за роста популярности и пропуска Вами Пучковских занятий.

Впечатления о жизни; пока скучно, - жду результата свыше, музыка по радио говеная, наступила Осень. Холодает с каждым днем. Скоро зима Скоро разучусь писать на русском, да видимо так и не научусь на шведском. Учу и говорю на Англ. Деньги есть, а вот общество пока кисловатое. Но есть тут люди и с хорошей психикой, но пока им не до меня. Думаю через год все встанет на места. Надеюсь увидеть Вас тут. Потому как я – только через 3 года смогу подъехать с бутылочкой. Если будете хоть проездом, или как ! – вот адрес Maxa, постоянный. Звоните, пишите я встречу Вас Буду очень рад, если это будет в этом году! И если можно: я бы хотел иметь новые записи или домашние или студийные но все «Кино», хотелось бы, чтобы Вы помнили обо мне Мне очень грустно от местной музыки а кино возвращает меня в нормальное состояние. Я вспоминаю, думаю, живу! Передайте Саре если есть новенькое что нибудь. Жду! Всех помню и люблю. Markине

P.S. Большой привет Курехину и Насте!»

Вот такой вот текст. Помимо него в письме был указан почтовый адрес Макса Лапицкого в Стокгольме. Я нашел Макса в Фейсбуке, связался с ним, и вот что он рассказал.

Макс Лапицкий, радиожурналист:

Весьма интересно! С Цоем я близко знаком не был, хотя пел с ним в одном квартирнике как-то! Это письмо писал мой приятель – Вадик Маркин. На фото в письме справа действительно я, слева Вадик Маркин, в центре Вася Антонов. Адрес в письме действительно мой. С Маркиным я сейчас не общаюсь, но я выяснил, что и Цой Вадику ответил, и копия письма хранится у Лены Барановской в Стокгольме. Я свяжусь с ней в скором времени и думаю, сделаем Вам копию этого письма Цоя друзьям уехавшим в Стокгольм. Сюда он так и не приехал… Спасибо Вам и конечно приятно оказаться в архивах Цоя…Сам для себя многое открыл в этой переписке…

Макс Лапицкий. фото из личного архива
Макс Лапицкий. фото из личного архива

Спустя буквально пару дней Макс, как и обещал, прислал мне фото цоевского ответа. Привожу текст так же с сохранением авторской орфографии.

«Привет Вадек, Васек, Таня, Вика, Лена и дети. Пишет Витек. Поздравляю с внедрением в общеевропейскую экономику и скандинавскую культуру. Рад был услышать от Сары, что у вас все в порядке. А то я пытался звонить вам в Ленинграде но выведать ничего так и не смог. У меня все ничего. Играю концерты, езжу туда сюда. Практически вышел в народные герои. Живу то в Москве то в Ленинграде но проблем жилищных пока решить не могу т.е. своей квартиры нет. Сейчас не могу даже снять и поэтому сижу в номере (правда в люксе) гостиницы «Октябрьская» (у Моск. Вокзала, если помните) Пишу наспех т.к. через 10 мин уезжаю на концерт в СКК Через две недели еду в Париж по делам а потом отдыхать в Калифорнию. Сара зовет в Стокгольм, так что ближе к лету может быть приеду на вас посмотреть. Все. за мной пришли так что Пока! Единственный адрес который пока могу дать Москва ул П… Пишите как и что. Удачи! ВЦой»

фото из архива Е.Барановской
фото из архива Е.Барановской
фото из архива Е. Барановской
фото из архива Е. Барановской

Лена Барановская, передавшая Максу копию письма для меня, деликатно скрыла полоской бумаги адрес – но очевидно, что Виктор указал домашний адрес Наташи Разлоговой, по которому она тогда проживала – Москва, улица Профсоюзная, дом 116 к 1 кв. 92. Другого адреса в Москве у Виктора просто не было…

Лена Барановская:

Виктор был моим другом, точнее нашим общим другом. Он был очень хороший человек, скромный, немногословный, красивый. Говорил он мало на самом деле, но меня это никогда не смущало. Не каждый же человек болтает.. Вот Марьяна, к примеру, болтала за двоих. Помогала Виктору во всем, с делами. А Цой… Он был - где сядешь там и слезешь. Вот такой. Но я думаю, никто из общих знакомых не может ничего плохого о нем сказать. Ответное письмо он прислал, конечно, Вадику, но поскольку оно для всех нас - у меня копия.

Кстати, когда ко мне обратился Макс с просьбой показать Витино письмо – в эту же ночь Цой мне приснился. Впервые за все время с момента его смерти. Такой счастливый, в белой футболке. Мы бежали навстречу друг другу, обнялись, расцеловались в обе щеки... Думаю, что ему там хорошо, если верить во все потустороннее…

Я не буду рассказывать о своем личном к Цою. Это лишь мое… Но могу сказать что мы довольно близко с ним дружили, общались, много времени провели на кухне того же Вадика Маркина и других общих знакомых… Помню, когда родился Саша, Виктор приехал взять у Вадика ванну для купания ребенка. И мы все у него спрашиваем – ну, как тебе быть отцом? А он такой довольно - «ну…интересно!». Помню, у Цоя была коллекция чучел разных птиц, и вот чучело воробья, кажется, он подарил Вадику. Я возмутилась, а где моя птичка? А Витя мне ответил: «Я тебе потом ворону подарю!» Весело было…

Тусовка после концерта «UB40». Фото - Н. Тихомирова
Тусовка после концерта «UB40». Фото - Н. Тихомирова

Вообще вспоминаю то время с теплотой, времена были такие… Таких больше не будет. У меня сохранилось несколько фотографий, например, тусовка после концерта «UB40», а еще есть фотография заката над заливом, сделанная Цоем в месте его отдыха под Ригой…

У Вадика была машина, и он часто подвозил Цоя куда-нибудь. Перед 5 рок-фестивалем мы подвезли его к ЛДМ, он попросил где-то так остановить машину, чтобы его не видела толпа. А моя подруга все спрашивала у него - ну, тебе же нравится, что тебя люди любят? Цой смущался, говорил, да нет..И потом, когда уже нужно было идти на выступление, вышел из машины, толпа его мгновенно узнала, люди его окружили.. Конечно же, ему нравилось что его узнают, что люди его любят.. Цой относился к этому весьма серьезно.

Сара Аккерен - шведка, работавшая в Питере, она знала всех музыкантов, очень с ним дружила. И это она передала Цою письмо Вадика, а потом и ответ Цоя. А когда Виктор погиб, именно мне выпала участь всем друзьям местным сообщить об этом. Сара больше всех переживала. Вадик Маркин тоже. Да, собственно, все мы. Для нас было сложно принять это потому, что он собирался к нам приехать вскоре и не приехал… Я до сих пор люблю Цоя. Музыку слушаю редко, слушать не могу. Там мне каждая песня о чем–то личном напоминает. Но фотография Цоя на магните висит у меня на холодильнике, и я часто веду с ним беседу…

___________________________

Вадим Маркин. фото из личного архива
Вадим Маркин. фото из личного архива

Вот такая вот история. Кстати, самого Вадика Маркина я тоже нашел, но в 2023 году Вадик от рассказов воздержался, попросив лишь помочь ему связаться с сыном Виктора – Александром Цоем. Конечно же, я с удовольствием поделился контактами, и Вадик смог пообщаться с Сашей.

А что касается Сары Акеррен, то ее визитную карточку, которую Цой хранил среди многих прочих, можно было увидеть на выставке «Виктор Цой. Путь героя», которая проходила в московском Манеже в 2022 году.

фото из архива Н. Разлоговой
фото из архива Н. Разлоговой

А к чему я это все рассказываю? К тому что пару дней назад буквально Вадик Маркин все-таки отозвался, мы с ним созвонились, довольно тепло пообщались, и я смею надеяться, что в скором времени порадую Вас, мои дорогие читатели, новыми интересными рассказами и воспоминаниями...

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!