Воспитание, основанное на строгих понятиях "правильно-неправильно" (без объяснения причин, рассуждений, почему "правильно" или нет), многие родители считают естественным и необходимым для формирования ценностных ориентиров у ребёнка. Как мы выяснили ранее, такой подход может иметь и негативные последствия для развития личности ребёнка. В этой статье раскрою их подробнее, а также предложу альтернативные подходы, способствующие развитию самостоятельности и критического мышления ребёнка не в ущерб его "воспитанности".
Что имеем из негативных последствий?
1. Снижение самостоятельности
Если вы воспитываете ребёнка в таком подходе, то предлагаю приготовиться к тому, что вскоре он и шагу ступить без вас не сможет (или это будет крайне трудно). Дети усваивают, что их поведение и мысли должны соответствовать определённым стандартам, установленным родителями или обществом. В результате они привыкают следовать чужим указаниям, вместо того чтобы развивать способность принимать решения, исходя из собственных ценностей и убеждений. И если рядом не будет родителей (или они не захотят отвечать), то ребёнок (или уже взрослый человек) будет искать другого, кто скажет ему, что делать и как правильно поступать.
Если у ребёнка отсутствуют собственные ориентиры — он будет искать их у других.
2. Страх совершить ошибку и неуверенность в себе
Каждая ошибка теперь воспринимается как нечто плохое, неправильное, неприемлемое. Постоянное стремление избежать ошибок и быть "правильным" может привести к снижению уверенности в себе, так как ребёнок (а потом и выросший из него взрослый) будет сомневаться в своей способности делать что-то самостоятельно и успешно.
Ошибка может стать признаком своей "неправильности", "неприемлемости" другими и потеряет свой позитивный облик неотъемлемой части прогресса.
3. Торможение развития творческих способностей
Творчество требует свободы (иногда даже "смелости") мысли и экспериментов, где нет чётких границ между "правильным" и "неправильным". Если ребёнка с детства приучают к жёстким рамкам, это может ограничить его способность к творческому мышлению. Такие дети могут бояться выходить за рамки установленных правил (кроме УК РФ, конечно же), что снижает их способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения.
На всякий случай уточню, что разговоры о "выходе за рамки" никак не касаются УК РФ и других норм закона. А то мало ли.
Нечто подобное переживают такие дети, совершив ошибку. Они тонут в стыде, вине и чувствуют тебя отвергнутыми, поскольку не оправдывают ожиданий своего значимого взрослого.
Альтернативный подход к воспитанию
Сразу скажу, что если вы тот самый родитель, который придерживается правил "правильно-неправильно", но хотите изменить свой стиль воспитания, то... Это может быть крайне непросто. Ведь изначально он сложился именно такой по каким-то причинам. О них я расскажу в другой раз. А пока предлагаю ознакомиться с такими вариантами:
1. Развитие представлений о собственных ценностях
Вместо того чтобы диктовать детям, что правильно, а что нет, можно помочь им развить собственный "внутренний компас": помочь им понять, что именно для них является "подходящим и неподходящим" в той или иной ситуации. Можно помогать ребёнку анализировать, например, поведение персонажей мультфильма, но не в рамках "он поступила правильно/неправильно", а пытаясь понять, чем именно руководствовался персонаж, совершая свой поступок. Этот подход убивает сразу двух зайцев: помогает ребёнку учиться понимать потребности других людей, а также формирует собственное мнение на ту или иную ситуацию. Так он учится принимать решения, исходя из собственных ценностей, а не просто следуя внешним указаниям.
Если вдруг для вас, как для родителя, подобные безоценочные (!) размышления о причинах тех или иных поступках являются сложными, то предлагаю слушать ваших детей — они это умеют! Постепенно и вам станет понятнее, как это делается. Отдельно я уделю внимание этому позже тоже.
Будет сложно, если на ребёнка вы возлагаете определённые свои ожидания (каким он должен быть). Так ему трудно будет раскрыться и пробовать формировать свой взгляд на ситуацию.
2. Поддержка экспериментов и свободы самовыражения
Опасный момент! Этот пункт подразумевает возможность позволить ребёнку ощутить свободу пробовать новое и делать ошибки. Опасным этот момент является постольку, поскольку тут многое зависит от родителей: могут ли они выдержать неудачу ребёнка? Его слёзы? Его "неидеальность"? Или им сложно с этим сталкиваться и они спешат сами за него всё сделать. При благоприятном исходе ребёнок понимает, что ошибки — это не катастрофа (и его не перестанут из-за этого любить), а часть процесса обучения. Поддержка в стремлении к экспериментам и самовыражению развивает уверенность в себе и учит ребёнка ценить свои достижения.
3. Обучение критическому мышлению
Важно научить ребёнка не просто принимать информацию как данность, но и анализировать её. Возможность спокойно выслушать ребёнка и его позицию по какому-либо вопросу (да, если начать слушать — она будет), обсудить её, предложить другие варианты, что поможет ему развивать процессы принятия собственных решений, анализа ситуации и не зависеть полностью от внешних критериев "правильного" и "неправильного".
4. Создание безопасной среды для самовыражения
Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, когда выражает свои мысли и чувства. Создание атмосферы, где ребёнок знает, что его мнение и идеи важны, способствует развитию здоровой самооценки и уверенности в себе. Если ребёнок не будет боятся, что за ошибки и "неправильные" действия его перестанут любить или отвергнут, то возникает возможность увидеть формирование и цветение новой самостоятельной жизни.
На этом пока всё, а в следующей статье я расскажу о вариантах самопомощи: что делать, если вы узнали в этой статье себя и хотите пробовать жить по-другому.
Так же на эту тему можно почитать и прошлые статьи:
1. Жизнь в строгих понятиях "правильно-неправильно": плюсы и минусы
2. Уточняете у других "правильность" своего варианта решения? А знаете, почему?
Спасибо за внимание к себе и другим!