Найти тему
Слово Истины

Неверные взгляды на богодухновенность

Теория интуиции или природного вдохновения

Этого взгляда придерживаются некоторые сторонники либерального богословия. Суть этого заблуждения состоит в следующем: богодухновенность – это не результат водительства Святого Духа, а проявление высокого таланта гениальных людей, то есть авторы Писания просто были религиозными гениями.

Опровержение. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Библия – не результат человеческого гения, это Слово Божье, написанное под руководством Святого Духа.

Опасность этого учения. Оно ставит Библию в один ряд с другими великими философскими и религиозными книгами человечества, такими как труды Платона и других греческих философов, а также Будды, Карла Маркса, Маслоу, Павлова и т. д. (унижение Библии). Это учение отрицает непогрешимость Библии, если Библия – это всего лишь продукт человеческого гения, тогда ни о какой ее непогрешимости не может быть и речи. Так как в работах самых одаренных представителей человечества достаточно ошибок, то и в Библии, следуя этой логике, их немало (отрицание непогрешимости Библии). Оно делает возможным предположение, что и в наши дни современные гении вполне способны написать книгу, равную Библии или даже превосходящую ее (отрицание завершенности Библии).

Теория мистического вдохновения

Библия вдохновлена Святым Духом так же, как и все другие христианские книги, то есть все христианские книги наравне с Библией вдохновлены Духом Святым. Библия в этом смысле принципиально не отличается от преданий старцев, жития святых, сочинений Фомы Аквинского и прочих. Непогрешимое Слово Божье ставится на один уровень с другими христианскими книгами, в которых достаточно ошибок.

Опасность этого учения. Оно атакует непогрешимость Библии. Если Библия равна другим христианским книгам, значит, она содержит ошибки, так как книги содержат их.

Теория богодухновенности в большей или меньшей степени

Сторонники этой теории считают, что некоторые части Библии более богодухновенны, чем другие. Авторы Библии не только отличаются по времени и стилю написания, но и по степени богодухновенности. Например, Евангелие от Иоанна более богодухновенно, чем Книга песни песней Соломона, или Послание к римлянам более богодухновенно, чем книга Откровение.

Опровержение. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:16). Обратите внимание, «всеПисание богодухновенно…», нет деления на большую или меньшую богодухновенность.

Опасность этого учения. Это позволяет манипулировать Библией ради оправдания греха. Это ведет к приуменьшению истины, повелений Бога.

Теория частичной богодухновенности

Сторонники этой теории пошли дальше, чем сторонники предыдущей, и утверждают, что некоторые части Библии богодухновенны, а некоторые – нет. Например, богодухновенными считаются те части Библии, где речь идет о сотворении, потому что иначе, кроме как от Бога, человек узнать об этом не может, поскольку во время сотворения никого из людей не было. А описание исторических событий в Библии считается не нуждающимся в богодухновенности, так как это просто история, о которой свидетельствуют и другие исторические документы. Или, например, Библия богодухновенна только в своей цели. Цель Библии – наше спасение, следовательно, в тех местах, где Библия говорит о спасении, она богодухновенна, а в остальных – нет.

Опровержение. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:16). Это учение вообще абсурдно, так как если его сторонники считают исторические факты Библии небогодухновенными, то остается только гадать, как можно считать учение о спасении богодухновенным, учитывая, что оно полностью основано на исторических фактах (рождение Христа, Его смерть и вознесение – исторические факты).

Опасность этого учения. Это дискредитация Библии, атака ее авторитета и непогрешимости. Тексты, не касающиеся спасения, опускаются, что мешает росту в освящении. Невозможно возрастать духовно, изучая истории Ветхого Завета, если не верить в их абсолютную достоверность.

Теория надиктовывания

Дух Святой создавал Писание, используя людей, которые словно под диктовку записали то, что Он им передал. Авторы Писания, будто роботы, записывали то, что диктовал Дух Святой, их считают только стенографистами.

Опровержение. Авторы не были роботами, которые просто записывали слова Святого Духа. Они мыслили, пропускали через себя, исследовали, отвечали на взгляды оппонентов, выводили богословские концепции, но за всем этим в итоге стоял Дух, Который направлял все в соответствии со Своим провидением и Божьим планом. Хотя деятели Реформации и использовали слово «надиктовывание», по мнению богослова М. Эриксона, маловероятно, чтобы они имели в виду то, что сегодня подразумевается под этим термином, то есть они не считали авторов Писания бездушными стенографистами.

Теория богодухновенности идей

Сторонники этой теории считают, что в Библии богодухновенны только идеи, а не слова. Каждое слово нельзя назвать богодухновенным, а вот идеи, о которых повествует группа слов, – можно.

Опровержение. Невозможно отделить идею от слов, которыми она выражена. Это так же нелепо, как сказать, что музыка звучит правильно, а ноты, из которых она состоит неправильные, или, что ответ в уравнении верный, а цифры ошибочны. Данная теория является чрезмерной реакцией на теорию надиктовывания, по сути, другой крайностью. Если в теории надиктовывания авторы практически, как роботы, машинально записывали каждое слово, то в теории богодухновенности идей авторы Библии сами выбирают слова (причем не всегда точно), а идеи, которые исходят от Бога, будучи выражены этими неточными словами, каким-то образом доходят до нас точно и в полноте.