Найти тему
Вдумчивый сибиряк

Защитите себя и своих близких. О чём нельзя говорить с телефонными мошенниками: советы экспертов

Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press
Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Телефонное мошенничество не сбавляет обороты несмотря на то, что про него уже столько рассказано в СМИ, блогерами, правоохранительными органами. Способы выманивания денежных средств у людей становятся всё более изощрёнными. Для того чтобы не стать жертвой мошенников, надо понимать, как они действуют и как им противостоять.

Важно понимать, что технологии не стоят на месте. Мошенники нередко прибегают к услугам психологов и используют разработанный ими скрипт, т.е. схему события.

Так, психолог Юлия Романова объяснила, что мошенники научились «присоединяться» к дыханию потерпевшего, говорят с нужной интонацией и расставляют акценты в речи, меняют тему и ритм разговора. Это помогает отключить критического мышление, «загипнотизировать» жертву.

Свои схемы мошенники постоянно обновляют. В 2024 году, например, активизировались схемы мошенничества, когда злоумышленники звонили от лица сотрудников налоговой службы, госорганов, банков и полиции. Они запугивали жертву заявлениями о подозрительных переводах с её счетов за границу.

Elena Mayorova/Global Look Press
Elena Mayorova/Global Look Press

А недавно заработала новая схема обмана, предупредили в телеграм-канале «Вестник киберполиции России». На жертву собирают целое досье. Сначала преступники представляются бывшими коллегами человека, а затем сотрудниками ФСБ, ищущими «украинский след», и угрожают уголовными делами.

Потом подключается якобы бывший руководитель, пугает обысками в офисе, шлёт фото поддельных документов с печатью и подписью действующего генерала ФСБ. А следом звонит мошенник, который представляется следователем. Он или она спрашивает про бывшую работу, посещал ли он территорию Украины и "добивает" тем, что с банковских счетов бывших сотрудников компании якобы переводят деньги в пользу ВСУ. Человеку предлагают избежать уголовного преследования по делу о финансировании террористов и экстремистов и перевести деньги на «безопасный счёт». В банк, конечно, сетуют не звонить, так как всё должно быть конфиденциально.

фото: скриншот https://t.me/cyberpolice_rus
фото: скриншот https://t.me/cyberpolice_rus

Популярные схемы мошенников

Адвокат Антон Корнев поделился, как защитить себя и своих родных от атак мошенников.

В первую очередь мошенники ставят перед собой задачу напугать «клиента», выяснит его психотип, чтобы применить к нему нужную схему. В связи с этим надо усвоить главное – нельзя общаться с мошенниками по телефону более 5 секунд.

Часто жертвы мошенников пугаются, услышав, что им звонит «майор юстиции», «майор полиции», «майор Следственного комитета» и т.п. Этого не стоит бояться, отмечает адвокат. Представители правоохранительных органов никогда не звонят так просто по телефону и не просят о помощи или сотрудничестве.

Здесь сразу стоит остановиться и «послать» мошенников подальше или просто молча положить трубку. Даже если вдруг по какому-то удивительному стечению обстоятельств окажется, что вам действительно звонили из полиции, то за прекращение телефонного разговора не предусмотрено никакой ответственности. Сотрудник правоохранительных органов может приехать лично или послать повестку.

Ещё одна излюбленная мошенниками схема – представиться сотрудниками Службы безопасности от Центрального банка или других кредитных организаций. Если в каком-то банке, на который ссылаются мошенники, у человека действительно есть счёт, то это сразу «подкупает». В этом случае главное не поддаться панике, проигнорировать все угрозы о взломе счёта и предложения о переводе денег для безопасности. Здесь главное не сообщать никакие данные своих карт, а просто стоит положить трубку и перезвонить в службу безопасности банка по телефону, указанному на официальном сайте. Там можно оставить номер, с которого вам звонили, пожаловаться на действия мошенников.

Хотя и тут, предупредил Корнев, может быть подвох. В некоторых случаях мошенники используют хитрые схемы с учётом того, что человек захочет перезвонить в банк. Звонок могут перехватить. Поэтому в идеале стоит не пожалеть время и зайти в ближайшее отделение банка для собственного успокоения, проверить всё ли в порядке со счётом.

У всех сотрудников ФСБ, которые звонят по «серьёзным» причинам, надо в первую очередь спрашивать подразделение, должность, звание и ФИО. Мошенники часто теряются и не могут быстро ответить на эти вопросы.

Троллить мошенников опасно

Иногда люди, понимая, что с ними разговаривают мошенник, начинают их троллить. Таких примеров можно найти много в интернете. Одна моя знакомая, например, обескуражила мошенника, когда после всех его «пугалок» задала простой вопрос: «Вы уже сидите?». Тот ответил, что нет. На что она ему заявила, что скоро будете.

Но адвокат предупреждает, что долгие беседы с мошенниками даже ради забавы могут обернуться неприятными последствиями не только для них. Все разговоры обычно записываются, поэтому у злоумышленников может скопиться хороший набор фраз. Они могут «нарезать» их, смонтировать и использовать при прозвонах своих жертв. Здесь можно невольно стать соучастником преступления и потом придётся долго доказывать, что вы не виноваты.

Также мошенник могут использовать ваши слова в беседе с сотрудниками банков, когда требуется сказать «да» или какую-то контрольную фразу.

Не говорите эти слова по телефону

Во время телефонных разговоров с незнакомыми людьми стоит контролировать свою речь. Нельзя ни в коем случае отвечать на вопросы «нет» и «да», даже если вам называют ваши ФИО и уточняют паспортные данные.

«Это самые распространенные фразы, которые будут потом использоваться в ботах-вредителях», — напомнил юрист.

Прекрасно подойдут «алло», «угу», «конечно», «сомневаюсь» или вообще нечленораздельное мычание, которое вообще невозможно использовать.

Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press
Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Ни в коем случае нельзя говорить слова «подтверждаю» и «неправильно». Эти фразы мошенники потом легко смогут использовать, чтобы снять средства со счетов жертвы. При вопросе: «Вы подтверждаете или нет?”, – надо сразу бросать трубку.

Не стоит также удивляться, если посыпались оскорбления на другом конце провода. Это явно уже не сотрудник банка или полиции, но некоторые начинают ругаться в ответ и тут же попадают в ловушку. Мошенники тут же предупредят свою жертву об уголовной ответственности по статье 319 УК России за оскорбление сотрудника правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. Это тоже сразу сигнал к тому, чтобы положить трубку.

Как защитить пенсионеров от мошенников?

Адвокат советует отключить в квартире пенсионера стационарный кабельный телефон, если таковой имеется. Пожилые люди доверчивы, верят всему, что им говорят по привычному средству связи. Это облегчает работу мошенникам.

Желательно оформить совместное распоряжение деньгами на всех расчетных счетах пожилого родственника. Тогда потребуется не только его согласие, но и ваше, чтобы распорядиться деньгами. Этот метод является одним из самых действенных.

Надо обезопасить и недвижимость пожилых людей. Если есть возможность, то в ней стоит прописать на постоянной основе, а не временно, кого-то ещё из своих родных. Тогда квартирой будет намного сложнее распорядиться. Для выписки требуется согласие зарегистрированного человека.

Всегда надо быть на связи с пожилыми родственниками и просить их сообщать о подозрительных звонках. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников.

скриншот МВД России
скриншот МВД России

«Призываем жителей быть более бдительными, осторожными и ни в коем случае не передавать деньги незнакомцам, не сообщать им номера своих банковских карт и пароли, другую личную информацию», — обращаются к гражданам в МВД России.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц