Давеча закончил читать книгу Артуро Переса-Реверте “Эль Сид, или рыцарь без короля”.
Это историко-приключенческий роман, который рассказывает о временах реконкисты в Испании, и, насколько я знаю, рассказывает об одном из величайших героев испанского эпоса, сравнимого с нашим Ильей Муромцем, или Добрыней Никитичем.
В истории рассказывается о приключениях испанского идальго, Руя Диаса, который оказался изгнан из родного королевства за дерзость по отношению к своему новому королю. Руй Диас принял это со смирением, и, что его отличает от многих других героев, он не стал искать мести, а просто стал искать способ не помереть с голоду, и не дать помереть с голоду своим людям, которые пошли за ним.
Автор живописует простой солдатский быт, суровые будни отряда наемников, которые за “чеканную монету” продают свое мастерство и храбрость тем, кто готов за это заплатить.
Мир, описанный Пересом-Реверте, это мир испанского приграничья, между Христианской и Мусульманской Испаниями. Без особых прикрас и пафоса автор рассказывает о том суровом времени, когда жители фронтира с той и с другой стороны вынуждены жить в постоянной боеготовности, под угрозой вражеского вторжения. Когда каждый прожитый день еще не гарантирует того, что завтра к тебе не заявятся вооруженные до зубов челы, и не пустят тебя на котлеты, или же не продадут тебя в рабство, предварительно покуражившись над твоей женой и дочерью.
Так и в первых же сценах Руй Диас и его отряд предстает перед нами преследующим разъезд мавров, который огнем и мечем прошелся по испанскому приграничью. Для этих целей Диаса и нанял магистрат местного городка.
Перес-Реверте скуп на красивости и изящество слога, но тем не менее (переводчику, кстати, так же отдельное спасибо), ему удается передать атмосферу того времени, показать суровость и простоту тамошних законов. Если ты оказался глупым и слабым, извини, ничего личного, ты умираешь. Если не найдется того, кто согласился бы взять тебя под защиту. Ты достаточно храбр, умен и силен — ты живешь, и можешь, если это соответствует твоему этическому кодексу, заступаться за тех, кто защитить себя сам не может. Естественно, зачастую не просто за “спасибо”.
Сам Диас предстает перед нами как простой, но при этом, принципиальный и честный человек, который никогда не позволит себе излишней жестокости, который не превозносится над подчиненными, но при этом, держит лицо и умеет поддерживать дисциплину на высочайшем уровне. Он беспощаден к врагам, милосерден к побежденным, заботлив по отношению к своим подчиненным. Он не требует от них того, чего не мог бы выполнить сам. Он одинаково прост как с теми, кто ниже его, так и с теми, кто выше. Он одинаково уважает любого человека, с кем разговаривает, и не боится никого, кроме, разве что Бога, и то, тоже вопрос. Это очень цельная фигура, с устоявшимся мировоззрением, с определенной долей гуманизма и цинизма, причем, одно уравновешивает другое.
В принципе, книга и подкупает персонажами. Которые тебе просто нравятся. Нравятся как люди. С которыми просто, спокойно, которым ничего не надо доказывать, и которые ничего не будут доказывать тебе.
В книге очень интересно показаны взаимоотношения христиан и мусульман. Сложное переплетения политических отношений между средневековыми государствами Пиренейского полуострова. В книге показано, как случалось, что христиане мусульмане заключают друг с другом союзы, как вместе воюют против общих врагов, которые так же могут быть и христиане, и мусульмане. Ну а чего мы хотим — это феодальная раздробленность, когда идентичность, в основном определяется тем, кому ты служишь, а служить ты можешь кому посчитаешь нужным. Тому, кто лучше заботится о своих подчиненных, кто сильнее, удачливее, кто защищает своих вассалов и заботится об их благополучии. Именно подобная чехарда и парадоксальные союзы и противостояния, показаны в книге. Точно так же, как и такие непростые отношения между правителями и привели Руя Диаса ко двору мира Сарагосы, за которого он потом и сражался.
Что же касается идеологии, то в книге показано, что мавры и христиане совершенно спокойно уживаются друг с другом, и устами Руя Диаса озвучивается идея о том, что молятся они одному Богу, только немного по-разному, и это совершенно не мешает, да и не должно мешать, нормальным хорошим человеческим отношениям. Что и получилось, к концу книги — когла в финальной битве отряд Диаса Сида и отряды мавров сражались бок о бок, прикрывая и поддерживая друг друга.
Вообще, несмотря на тему войны, книга пропитана гуманизмом. Хотя кое-где эпоха и показывает свой “звериный оскал”, Реверте показывает, что человек может всегда оставаться человеком, это зависит от него самого.
Что еще очень интересно, автор с первых строк говорит, что не стоит воспринимать его книгу как историческое хрестоматийное произведение. Это его видение эпохи. Его видение персонажа.
И, что интересно, эпоха воспринималась не как что-то определяющее, а, скорее как декорация. А все персонажи совершенно спокойно могли оказаться и современными нам людьми.
С одной стороны, это минус, а с другой, вполне себе плюс.
Из того, что мне не понравилось, я бы сказал, что мне не хватило атмосферности. Нет в ней запахов, звуков, духа эпохи, которая чувствуется в каждой строчке В. Пикуля “Баязет”, или же в “Мстителе” Э. Борнхёэ. В последнем средневековье ощущается почти физически, с его запахом крови и стали, пряностью и свежестью балтийских лесов, гомоном немецких рыцарских замков и палящего зноя полей, на которых трудятся подневольные эстонские крестьяне, вынужденные отдавать последнее господам-рыцарям, которых даже за людей особо не считают. Отсюда был понятен мотив главного героя. Это помогло начать сопереживать Мстителю (Тазуя) и восставшим крестьянам.
Перес-Реверте же просто рассказал довольно интересную историю о том, как складывалась судьба Эль Сида Кампеадора, как он не унывал под ударами судьбы, и как просто спокойно действовал сообразно обстоятельствам.
Симпатично, довольно интересно, но, чего-то не хватает.