Глава-1. Отец Николай.
-- Я зашёл к Толяну в гараж за хомутами, зная, что если у него чего-то нет, то этого и вообще нигде нет. Тот чего-то мастерил на верстаке
-- Здорово, ваше сиятельство! Чего ты опять такое любопытное творишь, Кулибин!?
-- А, шутник заявился! Привет , Дорофеич! Да вот отец Николай просил сделать ему металлоискатель.
-- Кто? Отец Николай? Ну ничего себе заявочка! Он что, клады будет искать? Вот уж никак от батюшки этого не ожидал!
-- Не, Дорофеич! Не он один. С ним ещё и Лариска подписалась. Она, журналюга ведь, хоть и бывшая, где-то разыскала старинную церковную книгу, где указаны схемы подземных ходов, какие обязательно должны были иметься при строительстве церквей в древности. И вот они с отцом Николаем такой план нашли, который совпадает со старым фундаментом Тудыкинской церкви. Это теперь после Саидовых вложений надстроили другие приделы и многое переделали, а тогда, в древности ещё до дореволюционных времен на этом фундаменте стояла другая церковь ещё с хрен знает каких годов, чуть ли не с Ивана Калиты. Вот им в голову взбрело покопаться в этих подземных ходах.
-- Да, Толян! Весёленький и любопытствующий у нас народ! Не успели одно приключение пережить, как готовы новое на свои задницы выискать! Если ты ещё помнишь, один из подземных ходов оканчивался аккурат здесь, в твоём сарае. И отсюда тащили Танюхинусамогонку наши звёзды эстрады и спорта, что участвовали в передаче "Последний герой".
-- Да, Дорофеич, было дело! Зато как весело с ними было! Но это маленький подземный ход-- метров 300. А ещё есть несколько ходов многокилометровых. О! А вон и они идут!
В гараж входили, шумно о чём-то споря, отец Николай и Лариска .
-- Дорофеич! И ты здесь! А мы уже хотели к тебе зайти. Дело есть!-- это Лариска сразу взяла "быка за рога"
-- Да уж слышал я про ваши дела! Ну ты-- ладно, молодая, у тебя шило в одном месте, а уж от отца Николая я никак не ожидал таких изыскательских подвигов!
-- А что я, Дорофеич, не обычный человек, которому интересна история наших мест? Я что, в свободное от службы Господу не могу мирскими делами заниматься?
-- Да не солидно как-то священнику...Хотя, я тоже понимаю, что это может быть интересно. Да я ж не против. Только ведь у нас Тудыкино и тут всякое может случиться, "что и не снилось нашим мудрецам". Так что будьте готовы к неожиданностям!
******************⛪*******************
Глава-2. Подземный ход.
-- А расскажи-ка ты, Лариса, что ты такое надыбала про здешние подземные ходы!-- спросил я раскрасневшую от перспектив лазания по подземельям девушку.
-- Дорофеич! Я и сама не ожидала, что такое откроется... Представляешь, самую первую церковь здесь поставили по приказу самого Ермака Тимофеевича, а ему сам архимандрит Макарий велел. Вот фундамент этот и остался от той церкви 16 го века. И подземные ходы тоже с тех времён. Похоже, в них вообще в последние несколько веков никто не лазил! Это же так интересно и заманчиво!
-- А если там со временем всё засыпано? Если своды обвалились или вот-вот рухнут, а вы туда пойдёте? А детишки твои на кого останутся? Шоколадки твои?
-- Дорофеич! Ты сам знаешь, что у нас в Тудыкино еще никто из жителей не погиб и не помер. Мы тут, как заговорённые! Сам Господь с нами!
-- Вот тебя как отец Николай настропалил! Загорелся батюшка не по детски. Кстати, отец Николай, что молчишь? Матушка Мария твоя как относится к твоим новым развлечениям? Танюшка ваша по папке будет скучать, если что случится!
-- Тьфу-тьфу! Накаркаешь ещё!
-- Ах так мы ещё и в козни нечистого верим?-- пошутил я.
-- Ну, Дорофеич, ты любого заставишь во что угодно тут поверить. Мы же серьёзные люди и в опасные ситуации не собираемся влезать. А пошли с нами-- сам увидишь! Я, когда поперву спустился в подпол и увидел несколько ходов, сразу сказки вспомнил, где у дороги камень стоял, на котором написано, мол, направо пойдёшь и т. д. А тут аж четыре хода!
--Ага! И один сюда, к Толяну!
-- Ну да! Это мы перво-наперво с Ларисой и прошли
-- Танюху мою чуть не до смерти напугали, -- Толян осклабился. Представляешь, Дорофеич, пошла моя Танюха в сарай за банкой с грибами, копается на полках и вдруг полки отодвигаются и оттуда вылазит кто-то чёрный, грязный и в паутине весь. Это отец Николай был. Танюха уже рот раскрыла, чтобы заорать, как из темноты Лариска появилась. Хорошо хоть её сразу узнала, а то заИкой могли оставить мою благоверную.
-- Ну так как, Дорофеич, пойдёшь с нами? Мы завтра по центральному ходу хотим пройти. Уже я фонари мощные купила и кирки с лопатами, если копать придётся.
-- Ларис! А чего ты Стёпку своего не берёшь?
-- Ха! Представляешь, мой негритосик-водолазик боится замкнутых пространств. Моря он, значит, не боится, а подземелья боится. Клаустрофобия у него! Ну так пойдёшь с нами, Дорофеич?
-- Нет, староват я уже для таких подвигов. Расскажете потом, что видели. Только не провалитесь куда-нибудь в глубокое прошлое. Толян вон, хорошо знает, каково там!
******************⛪******************
Глава-3. Накаркал.
-- Дорофеич! Они пропали?
Матушка Мария и Стёпка вбежали ко мне домой и с испуганными лицами перебивая друг друга начали что-то быстро и волнительно рассказывать. Понять было невозможно и я велел Стёпке пока помолчать, чтобы говорила одна жена отца Николая. Степан нехотя остановился, время от времени продолжая вставлять свои эмоциональные реплики в рассказ матушки Марии. А суть её рассказа была такая
С утра после заутрени отец Николай позвал Лариску и Степана в свою каморку позади церкви, где у него лежали вещи, не относящиеся к церковным делам. Там были приготовлены рюкзаки со всем необходимым для спуска в подземелье. Потом все вчетвером, открыв одну из дверей в подпол, спустились вниз и оставили там негра, так как Стёпка боялся замкнутых пространств. Матушка Мария сопровождала мужа и Лариску по пока что довольно высокому и широкому ходу, на котором в свои прошлые спуски отец Николай нарисовал яркой люминесцентной краской стрелки, чтобы часом не заблудиться.
Фонари всех троих хорошо освещали всё пространство впереди и пока им не попадалось ничего интересного, кроме разве что нескольких металлических предметов явно не нашего времени. Это были ржавые обломки сабли и наконечники стрел. Кто-то тут стрелял или оборонялся в далёкие средние века.
Между тем они прошли уже километра три, если судить по времени и скорости их хода. Часто попадались закопчёные от факелов своды и крючки для них, вбитые в стены. За очередным поворотом исследователи увидели несколько скелетов в кольчугах и с оружием. Лариска вытащила камеру и начала радостно снимать увиденное. Отец Николай и матушка Мария перекрестились и прочитали подходящие молитвы. Чуть дальше места схватки лежала книга. Она была покрыта слоем пыли и паутиной.
Отец Николай обтёр ее и в свете фонаря прочитал её название. Оно было на древнелатинском языке.
Руки отца Николая затряслись и он вынужден был опереться о стены подземелья.
-- Что с вами, отец Николай?-- Лариса взволновано поддержала вместе с матушкой Марией священника.
-- Это-- Травник Софьи Палеолог. Эта книга была в списках знаменитой Либереи Ивана Грозного и пропала за 2 года до его смерти.
Отец Николай открыл обложку из кожи и впился восторженным взглядом в следующие строчки. Лариса, держа фонарь , через его плечо заглядывала в книгу. Матушка Мария принялась совершать крестное знамение
-- Дверь! Вон впереди какая-то дверь!
******************⛪******************
Спасибо моим читателям за внимание к моим фантазиям. Надеюсь, что продолжение не оставит вас равнодушными. Приключений будет предостаточно.
Кстати-- это моя пятисотая статья в Дзене.