Тончайший шелк - мягкое "золото" древнего Китая обладает удивительными свойствами. Казалось бы, легкая воздушная ткань не выдержит и порыва ветра, но отнюдь, материал довольно прочный.
О защитных качествах ткани из шелка известно с глубокой древности. Еще монгольским воинам предписывалось одевать шелковую рубаху под доспех. И дело здесь не только в комфорте, но и в том, что шелк неплохо защищал от стрел. Даже если доспех кочевника был пробит, то ткань под ним зачастую оставалась целой, и стрела не столь глубоко проникала внутрь. Да и вытащить ее было гораздо проще.
О качествах шелка как о средстве индивидуальной защиты снова вспомнили уже в конце 19 века благодаря Джорджу Эмори Гудфеллоу. Отличный специалист в сфере огнестрельных ранений, просто мастер своего ремесла, заметил, что у одного из пострадавших в уличной перестрелке одна из пуль запуталась в складках шелкового платка и непробила ткань насквозь. Произошло это аж в 1881 году.
Тогда врач не придал данному факту особого значения, но как истинный ученый подробно все записал.
И этот случай не стал единичным практике американского эскулапа. Чуть позже шелковая ткань сумела остановить шарики дроби. А в третьем эпизоде платок из шелка, повязанный вокруг шеи бедолаги, пусть и и не смог остановить ружейную пулю, но значительно задержал, что та не смогла проникнуть очень глубоко.
Быть может, наблюдения врача так бы и остались на страницах его трудов, если бы не стечение обстоятельств. Примерно в то же время, когда происходили описанные события, в штаты прибывает Казимир Зеглен, польский священник , который кроме религиозной деятельности занимался еще и изобретательством.
Казимир давно задался вопросом создания нательной защиты от пуль. К тому времени Зеглен успел испытать несколько материалов, но ни один из них не удовлетворял священника в соотношении защитных свойств, легкости и удобства ношения.
Выводы Гудфеллоу впечатли Казимира Зеглена, а первый прототип превзошел все ожидания уже на стадии испытаний. Шелковый бронежилет уверенно останавливал пистолетную пулю с нескольких метров, что Зеглен публично продемонстрировал, испытав свое творение в роли мишени. Правда произошло это только после того, как Борзиковский, знакомый Зеглена, проверил надежность жилета на своем слуге.
"Бронежилет" Зеглена представлял собой в почти палец толщиной, т.е. около 1 см, тканевый жилет из трех слоев. Шелк применяли в производстве внутреннего слоя "бронежилета", внешний был из грубой холщовой ткани , а войлоком заполняли промежуток между двумя частями жилета.
Однако даже при всех своих неплохих защитных качествах Казимиру Зеглену в Новом Свете так и не удалось уговорить никого из промышленников начать производство своей пуленепробиваемой одежды, и ему ничего не оставалось как вернуться на Родину, в Старый Свет.
Лишь на исходе 19 столетия, точнее в 1897 году, К. Зеглену посчастливилось встретиться с Чепаником, тоже этническим поляком и изобретателем. Ян Чепаник, оценив коммерческую перспективу изобретения Зеглена, смог усовершенствовать его конструкцию. Немного погодя фабрики Яна Чепаника в кайзеровской Германии и Австрии уже штамповали пулезащитные жилеты Зеглена. Жилет Зеглена стоил тогда баснословные 800 баксов. Это и сейчас неплохие деньги, а тогда вообще за гранью.
По слухам, один из таких жилетов носил тот самый Франц Фердинанд, ставший целью Гаврило Принципа. Кто знает, по какому пути пошла бы мировая история окажись это правдой, и если бы Гаврило попал бы ему в грудь, а не в шею.
Говоря о "бронежилетах" Зеглена нельзя не отметить, что они не использовались на полях Империалистической войны. То ли из-за непомерно высокой стоимости, или же мощь к тому моменту огнестрельного оружия скакнула вперед, и шелковое изобретение священника не обеспечивало надежной защиты.