Перевозка заключённых - важный и сложный процесс в пенитенциарной системе. Этот путь для многих начинается с автозака и заканчивается тюремным вагоном, специально оборудованным для этапирования. Каждое перемещение заключённого строго регламентировано, и любые отклонения от правил могут привести к трагическим последствиям. В этой статье мы рассмотрим, как устроены тюремные вагоны и каким испытаниям подвергаются заключённые в процессе перевозки.
История этапирования: от пеших колонн до «столыпинских» вагонов
До развития железных дорог заключённых в России этапировали пешком или на баржах. Путь был долгим и опасным, с редкими остановками в перевалочных тюрьмах. С приходом железнодорожного транспорта ситуация несколько изменилась: появились тюремные вагоны, которые присоединяли к обычным поездам. Эти вагоны, впервые использованные при премьер-министре Петре Столыпине, и дали начало термину «столыпинский вагон».
Первые столыпинские вагоны были переделаны из товарных вагонов. Их внутреннее устройство напоминало клетки: металлические решётки, узкие полки и минимальные удобства. С началом советского периода тюремные вагоны немного модернизировали, переделывая уже из пассажирских вагонов, что несколько улучшило условия перевозки, но по-прежнему оставляло заключённых в тяжёлых условиях.
Современные тюремные вагоны и этапирование
Современные тюремные вагоны существенно отличаются от своих предшественников. Сегодня они маскируются под багажные вагоны пассажирских поездов, чтобы не привлекать внимание и не вызывать беспокойство у обычных граждан. Однако внутри они остаются своеобразными «купе» с камерами для заключённых и отдельными помещениями для конвоя.
1. Устройство и условия:
Современный тюремный вагон разделён на несколько купе, каждое из которых предназначено для 7 заключённых. Однако на практике число пассажиров может достигать 12, что создаёт невыносимые условия для отдыха и сна: в таких случаях заключённые вынуждены спать по очереди. Полки в купе деревянные и жёсткие, постельные принадлежности не предусмотрены.
2. Питание и гигиена:
Питание на этапе минимальное. В СИЗО перед отправкой заключённым выдают сухой паёк на несколько суток, состоящий из галет, растворимых каш и супов. В самом вагоне заключённые могут рассчитывать только на кипяток, который они должны комбинировать с продуктами своего пайка. В случае затяжного этапа конвой может дополнительно выдать хлеб и консервы.
Гигиена в вагонах оставляют желать лучшего. Туалет посещают редко и только во время движения поезда, что создаёт очереди и дополнительные неудобства. Несмотря на регулярную чистку, санитарные условия в вагоне всё ещё остаются суровыми.
Процесс перегрузки: риски и меры безопасности
Процесс перегрузки заключённых из автозака в тюремный вагон - это одна из самых рискованных операций в системе этапирования.
Чтобы исключить возможность побега, заключённых загружают по одному, выкрикивая их фамилии. Каждый заключённый должен быстро перебежать от автозака до вагона, под пристальным наблюдением конвоя и служебных собак.
В случае отсутствия возможности подогнать автозак к путям заключённые перемещаются на корточках, в окружении охраны.
Конвой имеет право применять оружие и стрелять на поражение, в случае малейшей попытки бегства. Это создаёт атмосферу страха и напряжённости, но при этом помогает поддерживать порядок и предотвратить побеги.
Психологическое и физическое давление на заключённых
Этапирование в тюремных вагонах сопровождается не только физическими, но и психологическими испытаниями. Долгое нахождение в тесном пространстве, отсутствие нормальных условий для сна и питания, а также страх перед неизвестностью оказывают огромное давление на заключённых. Многие из них испытывают чувство безысходности и изоляции.
Конфликты внутри вагонов не редкость. Теснота и постоянное присутствие охраны провоцируют напряжение и агрессию среди заключённых. Часто возникают конфликты, которые могут перерасти в драки или насилие.
Тюремный вагон состоит из девяти купе, из которых 6 являются стандартными и 3 - купе-тройниками, представляющими собой половину стандартного купе с тремя полками для женщин и больных туберкулёзом.
Кроме того, имеется особое купе, отделённое от коридора не решёткой, а глухой металлической стенкой, полностью закрывающей окно. В этом купе всегда темно, и там перевозят осуждённых на пожизненное заключение.
Заключение
Тюремный вагон - это не просто средство транспортировки, а настоящее испытание для заключённых. В условиях ограниченной свободы, строгих правил и тяжёлых условий жизни, заключённые вынуждены проходить через физические и психологические трудности. Современные вагоны, хотя и несколько улучшены, по-прежнему сохраняют жёсткие условия, которые заставляют задуматься о необходимости гуманизации системы этапирования и улучшения условий содержания людей, лишённых свободы.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на нас.