Как могли бы выглядеть известные советские автомобили
Они разрабатывались годами и не сходили с конвейера десятилетиями, оставались мечтой и были неотъемлемой частью облика советских городов, но даже у них могло быть совсем другое лицо. Мы вспомнили восемь советских машин, которые могли бы выглядеть не так, как мы привыкли.
Другая "Победа"
Понтонный кузов "Победы" типа "фастбек" с интегрированными крыльями и утопленными в них фарами был прогрессивным для тех лет решением. Но сам по себе создавал немало проблем при эксплуатации: покатая крыша ухудшала обзорность, подпирала макушки пассажиров, уменьшала проем багажника, создавала сложности с подъемной силой и парусностью при боковом ветре. Так что уже в конце сороковых появились предложения переделать "Победу" в седан.
Опытная "Победа" института НАМИ имела трехобъемный кузов, улучшенную отделку салона, тонкие раздельные передние сидения со спинками без пружин – это позволило подвинуть вперед задний диван и увеличить багажник.
В итоге проект, требовавший переоснастки производства и новых кузовных штампов, в серию не пошел, но был переосмыслен польскими конструкторами на их лицензионной версии "Победы" – FSO Warszawa. Полякам без существенной модернизации было просто не обойтись – Warszawa выпускалась до начала семидесятых, а новая горьковская модель 1956 года ГАЗ-21 «Волга» уже от рождения была седаном.
Горбатый "Москвич"
Сейчас копиями занимаются в основном китайские автопроизводители, но в советские времена за творческую переработку нередко брались и наши конструкторы. В первую очередь, в тех областях, в которых советским специалистам не хватало опыта. Так, при разработке маленького "Москвича" весом 600 килограммов за основу взяли итальянский Fiat 600 1955 года.
И хотя конструктивно машина была существенно переработана, облагородить итальянский дизайн оказалось куда сложнее. В версии художников-конструкторов московского завода МЗМА малолитражка обзавелась другими крыльями с козырьками над фарами, круглыми, как клавиши кларнета, воздуховодами двигателя и многочисленными подштамповками на дверях и задних крыльях. И что самое необычное – именовалась она "Москвич-444".
По решению Хрущева проект передали на новый завод "Коммунар" в Украинской Республике, где машину очистили от ненужного визуального мусора и переименовали в "Запорожец". Или, как говорил герой Андрея Миронова в фильме "Три плюс два", "консервную банку системы Запорожец".
"Победа"? "Звезда"? "Волга"!
Следующая горьковская модель тоже должна была носить имя "Победа" и на стадии гипсовых макетов напоминала уменьшенный в размерах "ЗиМ", но в процессе подготовки производства эти наработки успели устареть. Не в последнюю очередь из-за стремительного развития ведущей тогда американской школы дизайна.
В результате ГАЗ-21 приобрел привычные нам текучие формы и имя "Волга", причем альтернативный проект с кузовом "фастбек" и модными крыльями-плавниками назывался "Звездой".
В конце 1960 года автор дизайна "Волги" с кузовом седан Лев Еремеев подготовил обновленный вариант модели с прямыми крыльями и козырьками над фарами. В машине не было былого изящества, но текущая модель выглядела устаревшей, что уменьшало доходы от экспорта машины.
И все же проект Еремеева расценили как слишком затратный, ограничившись легким фейслифтингом – изменили решетку радиатора, бамперы и подфарники, а также задние фонари.
В середине шестидесятых свой вариант рестайлинга "Волги" предложили и специалисты НАМИ, но на заводе уже вовсю работали над машиной следующего поколения.
Ушастый "Принц"
Еще продолжая работать над доводкой "горбатого", в Запорожье уже фантазировали над будущей самостоятельной моделью, которую должен был отличать просторный двухобъемный кузов и характерные "уши" воздухозаборников.
Ранние варианты перспективного "Запорожца" начала шестидесятых уже напоминали будущую машину, но отличались покатой крышей, ломаными передними крыльями, остеклением и фарами от "горбатого" и множеством декоративных подштамповок. Серийная версия получилась гораздо лаконичнее, ведь модель собирались производить много лет, и очень напоминала NSU Prinz 4.
Как говорил ведущий Игорь Кириллов в телепрограмме про новый "Запорожец":
"Не правда ли, красивая машина? Современная, элегантная!"
И труднодоступная: покупателям предлагалось запастись терпением и записываться на автомобиль в порядке живой очереди.