30 января 1961 года в аэропорту Гумрак под Сталинградом (Волгоград до 1961 года был Сталинградом) произошла трагическая авиакатастрофа с самолетом Ил-14 (СССР-41858).
Экипаж самолета, выполнив пассажирский рейс из Сталинграда в Быково и обратно, принял решение провести ночную тренировку по полетам по приборам. После высадки пассажиров и дозаправки самолет вылетел для выполнения нескольких заходов по ОСП и СП-50.
На борту оставался нераспакованный коммерческий груз весом более 2 тонн. Перед вылетом заместитель командира летного отряда, выполняющий роль проверяющего, не провел с экипажем никакой предполетной подготовки. Он лишь поставил задачу выполнить пять тренировочных заходов.
После взлета, набирая высоту, командир корабля почувствовал резкие изменения в работе двигателя. Самолет резко развернулся влево. Командир решил, что произошел отказ левого двигателя, и дал команду зафлюгировать винт. Но проверяющий отменил эту команду.
В этот момент выяснилось, что проверяющий неожиданно и без предупреждения экипажа имитировал отказ двигателя, дросселируя его на малой высоте ночью. Перед столкновением с землей он восстановил нормальный режим работы двигателя.
Самолет начал снижаться и на удалении 2100 метров от ВПП левой плоскостью коснулся земли. Затем он стал задевать землю винтами и разрушаться. Фюзеляж разломился пополам. Бортмеханик погиб, командир и проверяющий получили тяжелые ранения.
Комиссия установила, что причиной катастрофы стали грубейшие нарушения инструкций проверяющим при проведении ночной тренировки. По правилам, имитацию отказа двигателя разрешалось проводить только днем на высотах от 1000 метров. Проверяющий, имея недостаточный опыт пилотирования Ил-14, поставил экипаж в критическую ситуацию, которая привела к столкновению с землей.
Подпишитесь на канал Авиатехник , чтобы не пропустить новые интересные статьи!