Министерство транспорта Российской Федерации разместило на общественное обсуждение проект ведомственного приказа, определяющий, как будут готовить внешних пилотов для управления беспилотными воздушными судами массой более 30 килограммов. Проект приказа об утверждении типовой программы «Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации для подтверждения уровня, соответствующего требованиям, предъявляемым к обладателю свидетельства внешнего пилота» разработан в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации».
Развитие сегмента беспилотных авиационных систем (БАС) находится в стадии бурного роста. Сегодня появляются новые типы воздушных судов, имеющих различный уровень автоматизации управления. Наряду с небольшими дронами, взлетная масса которых не превышает 30 килограммов, есть потребность и в более тяжелых аппаратах – беспилотные авиационные системы весом более 30 килограммов становятся популярными для использования в сельском хозяйстве, логистике и перевозке грузов, мониторинге и других видах гражданской промышленности.
Управляющие БАС весом более 30 килограммов внешние пилоты – совершенно новая категория авиационного персонала, которая имеет особые требования к профессиональной подготовке и состоянию здоровья. Обучение должно проводиться исключительно в сертифицированных авиационных учебных центрах (АУЦ) по утвержденным типовым программам.
Для достижения целей национального проекта «Беспилотные авиационные системы» и в целях развития транспортного образования Минтранс России поручил разработку проекта типовой программы ведущему отраслевому вузу страны – Российскому университету транспорта. На его платформе была создана межведомственная рабочая группа с участием Росавиации, Ространснадзора, авиационных образовательных учреждений, предприятий-разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем. Главным идеологом программы стала Академия гражданской авиации РУТ (МИИТ).
Проект программы для подготовки специалистов, которые после обучения получат свидетельство внешнего пилота, после общественного обсуждения будет утвержден приказом Минтранса России.
Цель данной программы – обеспечить высокое качество подготовки внешних пилотов гражданской авиации, закрепить единые требования к структуре и содержанию программ подготовки. Разработанный документ создаст фундаментальные основы обучения и единый формат подготовки для всех учебных центров страны.
Предполагается, что типовая программа начнет работать с марта 2025 года. В программу обучения войдут как теоретическая подготовка, в том числе с изучением мер безопасности, так и практическая часть с занятиями на тренажерах. По результатам освоения программы пилот будет знать:
- воздушное законодательство;
- эксплуатационные ограничения беспилотных воздушных судов и их силовых установок;
- нормативные правовые акты об установлении запретных зон и зон ограничения полетов;
- порядок ведения радиосвязи; основы воздушной навигации, аэродинамики и метеорологии;
- требования федеральных авиационных правил к обладателям свидетельства внешнего пилота;
- правила ведения и оформления полетной и технической документации.
Будущий пилот должен будет овладеть навыками выполнения полета на одном или нескольких беспилотных воздушных судах с максимальной взлетной массой более 30 килограммов. Будущие слушатели программы должно иметь как минимум среднее профессиональное образование, а также действующее медицинское заключение врачебно-летной экспертной комиссии.
Справка:
Академия гражданской авиации Российского университета транспорта — молодое структурное подразделение РУТ (МИИТ), созданное 1 сентября 2022 года. В рамках Академии гражданской авиации осуществляется запуск новых образовательных программ под востребованные компетенции в сфере воздушного транспорта, которые будут реализованы на различных уровнях образования, а именно:
- высшее образование (бакалавриат) 25.03.03 «Аэронавигация»
- высшее образование (магистратура) 25.04.03 «Аэронавигация»
- среднее профессиональное образование по специальностям 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
- аспирантура 2.9.6. «Аэронавигация и эксплуатация авиационной техники»
Читать далее: