Найти тему
SHOT TV

Подборка самых сочных хайлайтов с кинофестиваля КОРОЧЕ

Замес получился крепкий, вполне вероятно, что-то из показанного короткого метра вы сможете увидеть в эфире SHOT TV, ну а пока читайте о главном

Фестиваль открылся премьерой полуторачасового экспериментального фильма «Жар-птица» Романа Михайлова (режиссёр) и Алексея Родионова (оператор), с Александрой Киселёвой, Марией Мацель, Марком Эйдельштейном в главных ролях и Хаски в роли Хаски. Актриса Саша (Александра Киселева) играет в петербургском театре, но затем вылетает в Индию на поиски своей матери, как будто бы бросившей ее в детстве ради секты. За ней следует человек с камерой. На бурлящих улицах города Чунар они встречают пеструю компанию русских миллениалов, среди которых есть и рэпер Хаски, и птичьи маски. Разговоры же о духовном, прописанные в фирменном стиле «блин, ну чо ты?», перемежаются метаюмором с упоминаниями Жиля Делеза и участием в короткометражном фестивале (бинго!).

А теперь к основной теме фестиваля. Из четырёх дней разномастного короткометражного кино мы выбрали самое необычное, мастерское или отшибленное, короче всё, оставляющее сверхпороговые впечатления:

«До последнего клиента» Валерия Карпова строго выдерживает жанровые рамки триллера. Провинциальный бар уже готовится к закрытию, как вдруг в нем оказывается клиент, чересчур настойчиво требующий обслужить его. И бармен-студент Влад вместе с бывалой официанткой Яной становятся его заложниками. Немного странный сеттинг – в кадре есть чуждый нам джукбокс и обилие американы. Раз это есть у Тарантино, то пусть и здесь будет. Но в целом изготовлено и отыграно крепко.

«Уроды» Александра Самсонова разделили зал – кто-то плевался, кто-то рукоплескал. Начинается как хтонная чернуха-бытовуха. Парень Ваня, отмотав срок, пытается в обшарпанной квартире сойтись с Ольгой, которая ему годится в матери. Дальше происходит скачок в фантасмагорическое, и артистка Анна Уколова, специализирующаяся на ролях женщин трудной судьбы, уменьшает Ваню до размеров лилипута и удовлетворяет себя с помощью него. Имеется кадр с POV из универсального места рождения, скажем так. На этом моменте все вспоминают Гаспара Ноэ, а мы вспомним короткометражку «Маленький любовник» из «Поговори с ней» Педро Альмодовара. Звучит и та самая цитата из «Зеленого слоника». Дичь как она есть.

Фаворитом первого дня среди зрителей и специалистов стали «Яблоки» Варвары Маценовой, игравшей в недавней инди-драме «Фрау». Это сделанная в инфантильно-прянишном стиле Уэса Андерсона история о возможности находить радость в самых неожиданных местах: например, в психиатрической клинике. Именно сюда был отправлен Андрей с расстройством аутистического спектра. Здесь же он находит друзей, Бога, конечно же, себя — и вспоминает давнюю любовь, с которой сидел за одной партой. Главную роль исполнил выступавший на открытии рэпер Антоха МС, а в основу лег рассказ «Героин приносили по пятницам» Романа Михайлова, чьим фильмом опять же открывался фестиваль. Приятное ощущение, когда паззл складывается.

«Последний фильм о любви» Сергея Малкина — это яркая и витальная молодежная драмеди о женской солидарности в рамках одной малогабаритной квартиры. Три подруги собрались отметить день рождения одной из них, но праздник затмевает сердечная рана другой. Звучит отличная песня группы «Гипножаба» и убойная фраза «Каждому нужен такой человек, как Сарик Андреасян». Снято свежо, сыграно смешно — и лопается честно и звучно, как надувшийся пузырь из розового бубльгума. Качественный поп, вот такие нужно снимать фильмы о любви.

«Кнопка» Сергея Филатова — гомерически смешной анекдот на тему вечного кайфа. Саша обнаружил у двери коробку с загадочным устройством, похожим на айфон, но лишь с одной кнопкой. Он нажимает её и получает результат — мощнейший оргазм. Остальная жизнь теперь отходит на второй план. Но есть одна проблема — что же теперь делать с недавно заведенной и боевито настроенной подругой? Режиссер участвует на фестивале «Короче» в третий раз, и есть ощущение, что в этом году тоже без приза не уедет. Лишних кадров здесь нет, гэги отточенные, драки уверенные, как в «Мистере и миссис Смит», актерский дуэт Антона Филипенко и Настасьи Самбурской искрит как оголенный провод. В масть здесь и псевдонаучная подложка с ученым в кадре, параллельно сюжету рассказывающем об аналогичном эксперименте над крысами. Похоже, что и создатели коротыша опытным путем изобрели ту самую кнопку. Чистое удовольствие.

«Историю не изменить» Руслана Германа и Артемия Беседина — анекдот якобы в жанре сай-фай. Молодой и упертый изобретатель запустил прямо в квартире машину времени, чтобы отправиться во времена крепостного права и раздать девкам мобильные телефоны. Закончилось все плачевно, но быстро. У кого-то эффект бабочки, а тут — эффект бабушки. С вилами. Вышибает пробки. Финальные титры идут в два раза дольше, чем сам фильм. Because f@ck you that’s why.

«Мусор» Никиты Троценко — мрачное упражнение в мультижанровости и многолинейности. Тут и сурвайвал-триллер по реальной истории. И сюрный юмор, за который в основном отвечает Александр Баширов. И производственная драма работников МЧС. Подающий надежды, но шебутной по жизни бильярдист допрыгался и оказался внутри мусоровоза. С мобильного телефона он дозванивается до службы спасения — однако у телефонистки свои проблемы в жизни. А машиной управляет новичок под присмотром бывалого мусороуборщика, склонного к философскому взгляду на жизнь. На финальных титрах звучит реальный звонок в МЧС человека, попавшего в подобную ситуацию.

Ну и куда же без итогов фестивальных конкурсов:

Конкурс дебютных фильмов

Главный приз – «ЧИСТЫЙ ЛИСТ» режиссера Полины Кондратьевой

Специальный приз жюри «За яркий актерский дебют» – Зинаида Ястржембская, фильм «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»

Специальный приз жюри «За кинематографическую попытку спасти нашу Землю» – «ГОВОРИТ ЗЕМЛЯ!» режиссера Евгения Корчагина

Специальный приз от «России 1» – «ГОВОРИТ ЗЕМЛЯ!» режиссера Евгения Корчагина

Конкурс короткометражных фильмов

Лучший фильм – «ЯБЛОКИ» режиссера Вари Маценовой

Лучшая режиссура – Никита Троценко, «МУСОР»

Лучший сценарий – Сергей Малкин, «ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ»

Лучшая операторская работа – Ева Пржевальская, «ЗЕМЛЯ»

Лучшая анимационная работа – «ОДИН ПУТЬ» режиссера Егора Харламова

Специальный приз жюри – «КУДА ТЫ УХОДИШЬ?» режиссера Марии Салюковой

Диплом «за оригинальность замысла и изобретательность в воплощении» – фильм «УРОДЫ» режиссера Александра Самсонова

Специальный приз от журнала «Искусство кино» — за ненасилие — «ДЕВУШКА РОЗА» режиссера Полины Капантиной

Специальный приз «КОРОЧЕ. ЗВЕЗДЫ» — «ПРИДУРОК» режиссера Екатерины Аликиной

Это лишь сжатый пересказ событий КОРОЧЕ, если захотели глубже погрузиться в четыре дня фестиваля — добро пожаловать в наш Блог

Автор: главный редактор Блога SHOT TV Илья Миллер