Картинками с поздравлениями с Медовым Спасом ленты соцсетей заполнены с утра. Милые пчёлки, мишки, бочонки с мёдом. Увы, но к настоящему празднику это никакого отношения не имеет. Да и праздника такого - Медовый Спас - не существует. Есть Происхождение честных древ Животворящего Креста. Но вот как-то в народном сознании закрепилось, что надо 14 августа вкушать только что накачанный мёд, окроплять святой водой помещение (так как это еще и Мокрый спас) или даже ...освящать мак.
Но, повторюсь, к празднику 14 августа - дню выноса из царской сокровищницы частей Креста Господня- Изнесению честных древ Животворящего Креста -это никакого отношения не имеет.
Правда, на Руси с XII века в этот день совершалось также Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Считается, что памятную дату установил князь Андрей Боголюбский (тот самый, что привёз из Византии Владимрскую икону Божией Матери) после победы над булгарами в 1164 году.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас...
А вот когда запахнет яблоками, тогда и наступит главный Спас - яблочный. И это название в церковном календаре вы не встретите. 19 августа -День Преображения господня.
"Дни лета наливались, как яблоки...
- Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу – берёзку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!"
Как в сознании русского православного человека уживались великие христианские ценности и земные языческие традиции - непонятно.
"В чайной с вывеской: «Зайди, приятель» сидели мужики, пили чай с ситником и говорили только о яблоках: сколько мер собрали, сколько пообтряс, как их везли по дорогам, сколько взяли барыша и что-де Господь послал урожайный год, хорошую росу, дождь по времени и теперича, мол, зима не страшит, всего вволю, а поэтому можно ещё сороковочку выпить!
Чтобы угодит мужикам, половой завёл органчик, но ему сказали:
– Поштенный! Нельзя ли повременить? Успенский пост ещё не прошедши!" ("Яблоки" В.Никифоров-Волгин)
Тот, кто готов был торговаться до последнего рубля за каждый пуд спелых, наливных яблок, шёл на всенощную в храм, где слушал о том, как «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белы как снег».
И делалось на сердце светло и легко, душа, словно умытая, впитывала аромат нагретых солнцем яблок, и мир делался радостным и чистым.
Но недлинный Успенский пост с наступлением Яблочного Спаса не заканчивался. Ждали дня Успения Пресвятой Богородицы.
После Вознесения Господня мать Иисуса Христа, Дева Мария, прожила еще долго. О ней заботился один из учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов. И вот, «исполненная дней» (по разным оценкам на момент смерти Деве Марии было 57, 69 или 72 года), она начала молиться и «желала скорее отойти от тела и войти к Богу»
Перед кончиной Дева Мария молила Бога, чтобы была ей дана возможность увидеть всех апостолов, которые разошлись по миру проповедовать христианство, и чтобы сам сын ее пришел и принял ее душу. Пока Богородица молилась во исполнении своего желания, то же самое делали и масличные деревья горе Елеонской вместе с ней.
Вернувшись домой, Дева Мария начала последние приготовления к смерти. Вдруг послышался шум, сравнимый с раскатами грома, — это ангелы собрали по всему миру апостолов и принесли их к дому Богородицы, таким образом исполнив ее предсмертное желание.
А на следующий день после дня Успения Богордицы отмечается третий -Ореховый (Хлебный) Спас, который связан с перенесением Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Правда, что-то подсказывает, что "ореховым" он назван потому, что снова связан с традициями сбора урожая. Ну, нет в нашей местности масличных деревьев, и плоды (маслины) не катятся под ноги, подобно тем, что падали рядом с Богородицей в момент её молений об успении. Зато есть орехи разных мастей: от кедровых до грецких. И неважно, что не все они к этому времени созревают.
Важно, что, радуясь новому урожаю, как чуду, человек не забывает упомянуть творца, который это чудо помог явить.