Самый важный и самый бесполезный школьный предмет
Тезис 1: История - один из ключевых школьных предметов, обеспечивающих формирование системного мышления, воспитание системы ценностей, мировоззрения.
Тезис 2: История - самый бесполезный школьный предмет, содержанием которого является сборник бессмысленнызх сплетен рассказов о царях, военачальниках и прочих деятелях. Отсюда вытекает общеизвестный тезис: "История ничему не учит". А чему можно на сплетнях научиться?
Тезис 3: Почти вся история - это выдумки историков. Каждый новый правитель переписывал историю под свои задачи. Трактовка истории в разных странах и культурах совершенно не совпадает. Нет доказательств 90% утверждений, вошедших в школьные учебники истории, а остальные 10% давно опровергнуты внимательными критиками. Известный исследователь древних цивилизаций В.Сундаков показывает, что вся история до конца XVIII века - просто сплошная выдумка. С частью этих фальсификаций боролся М.В.Ломоносов, но немецкая армия историков победила и утвердила свои версии в качестве истины.
"История - это в основном и прежде всего тексты историков."
Арнольд Тойнби, английский историк, 1889 - 1975.
Тезис 4: Истрия есть политический заказ. Мы с удивлением читаем свидетельства арабских путешественников, рассказывающие о древних городах на Алтае или Урале. Мы удивляемся открытиям современных археологов, они опровергают базовые представления, которые мы впитали со школьной скамьи. Речь идёт не о второстепенных деталях, а о переосмыслении всей картины.
Ну и по мелочам тоже интересные материалы накапливаются. В 30 км от Кемерово находится удивительное по красоте место. На правом берегу реки Томь возвышаются скалы с древними рисунками.
Вот я, со своим высшим образованием, ничего подобного в жизни не создал. А какой-то неизвестный художник тысячи лет назад оставил на камнях вот такие следы. Изящные, точные, выразительные картины. Честно говоря, я даже на бумаге так не смогу нарисовать. Таких петроглифов по нашим просторам - сотни.
Я не утверждаю, что наскальная живопись переворачивает исторические концепции. Я сейчас о другом. Упоминается ли Томская писаница в учебниках истории за 5 класс, когда изучаются цивилизации древнего мира? Конечно, нет. Нашим детям важно осознать, что когда наши далёкие предки "жили в лесу и молились колесу", вокруг нас уже существовали могущественные высокоразвитые цивилизации, поэтому потомкам этих народов мы должны сегодня подчиняться, ориентироваться на них. Высокое искусство сибиряков в эту концепцию не вписывается.
История - важная часть невидимой тотальной гибридной войны, которая ведётся против нас столетиями.
Что мы учим по факту? Некоторые художественные произведения, выгодные тем или иным правителям в разные эпохи. Мы всю жизнь учили про татаро-монгольское иго, а теперь уже и авторы этой выдумки известны. Базовой теорией происхождения нашей страны является нормандская теория, полностью опровергнутая в науке. Но не в школьной программе. Попробуйте на ЕГЭ рассказать о Гардарике - стране городов на Урале, все сомнения отпадут.
Мы учили про Великую октябрьскую социалистическую революцию, а теперь школьники именно так называют это историческое событие?
Ну, а что говорить про последние 30 лет нашей истории? Что будет написано в унифицированных учебниках? Про предательство элит? Про заговор коронабесия? Про вторую волну врагов народа что будет сказано? И кем?
Тезис 5: исторя - это всегда не про меня, а про других. В биологии, географии я хоть что-то могу узнать о себе. Хотя бы немного. На уроках литературы раз в жизни предложат написать сочинение "Как я провёл лето". А история - как бы заведомо отчуждённый учебный предмет, не имеющий отношения к моей жизни. А что, если историю начинать осваивать не с древнего мира, а со своего мира, с мира своей семьи, со своей личной истории? Вот мой проект, буду в очередной раз его обкатывать осенью с учениками 3 и 5 классов.
Освоение личной истории, осознание своего места в истории своего Рода, своей семьи, в обществе - важнейшая практика, предшествующая систематическому изучению истории. Здесь происходит важная сборка себя в целое, прежде всего - во времени. В таком подходе я собираю себя не как обособленное эгоистичное существо, а как часть своего Рода.
Вот представьте себя учеником 3 класса. Начинается новый учебный год. Вы открываете рабочкую тетрадь по истории:
ЖИЛ-БЫЛ Я… ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ?
Моё полное имя _________________________________________
Дата рождения __________________________________________
Место рождения _________________________________________
Найди на карте место своего рождения. Выпиши какие географические объекты находятся рядом с местом твоего рождения. Пометь их на карте значками, цифрами.
________________________________________________________
Какой климат на моей Родине?
________________________________________________________
Какой я? Что я могу сказать о самом себе?
________________________________________________________
Мои главные жизненные роли и статусы (например - сын, внук, ученик, лидер, подчинённый, игрок, гость, хозяин, читатель, исследователь, творец, поэт, путешественник, спортсмен, пешеход, друг, актёр, музыкант, потребитель, изобретатель, мечтатель, конструктор, философ, создатель, одноклассник, учитель…):
1. Я – ребёнок (какой?) ___________________________
_____________________________________________________
2. Я – _______________________________________________
...
Обведи красным цветом свои любимые роли, а синим – не самые любимые. В какой роли ты чаще всего находишься?
Можно ли чаще попадать в любимый статус? Как поправить не самый любимый?
Ты в разных статусах совсем разный или не меняешься?
Какие статусы и роли мне ещё интересно освоить в будущем?
________________________________________________________
Мои увлечения:
________________________________________________________
Мои привычки:
________________________________________________________
Мой характер:
________________________________________________________
Самое яркое событие моей жизни:
________________________________________________________
Выводы, самоанализ:
________________________________________________________
Моя семья:
________________________________________________________
В нашей семье не принято:
________________________________________________________
В нашей семье принято:
________________________________________________________
Наши памятные дни и праздники
________________________________________________________
Самое яркое историческое событие в нашей семье (рассказ родителей):
________________________________________________________
Ценности и цели
Мои ценности (что мне дорого, важно?)
1
2
...
Мои цели (к чему я стремлюсь?)
1
2
...
Синхронизация ценностей и целей
Мой Род. МОЁ РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО
Что я знаю о своих дедушках и бабушках:
________________________________________________________
Места проживания моих предков и исторические события:
________________________________________________________
Выбери тему своей дипломной работы:
_______________________________________________________
Главный проект
Главным проектом нашего исследования станет доклад вашей семьи на конференции «История семей Детского Посольства».
Для доклада необходимо подготовить:
- Данную рабочую тетрадь, она должна быть аккуратно оформлена и полностью заполнена;
- Схему родословного древа;
- Сам доклад и по возможности - вспомогательные материалы, фотографии, документы, семейные реликвии.
Дата конференции: ________________________________
Докладчики от моей семьи: __________________________
Заключение
Сила России складывается из истории наших семей. История творится каждый день, каждую секунду. Есть события, которые случаются и никакого следа не оставляют. Обычно в истории остаются значимые для многих поступки, идеи, проекты конкретных людей. Такие события надо уметь записывать, оформлять как исторические. Поэтому продолжаем накапливать материалы, осмысливать их.
Сохрани эту тетрадь. Твоим будущим внукам будет очень важно продолжить это исследование. Представь, с каким интересом они будут продолжать твою работу.
Тезис 6. По какой речке плыть, той и славушку творить. Приоритетный школьный курс от ЛЦО называется "Национальная история России". Огромный курс, 94 модуля. Продолжает расширяться, совершенствоваться, автор создаёт оригинальную методику освоения, понимания, осмысления истории, включено много личностных аспектов. Автор - Владимир Сторожев.
Тезис 7. Осмысление истории начинается с осмысления себя, с понимания своей протяженности во времени. Жизнь - это не миг между прошлым и будущим, а попытка расширить этот миг до бесконечности - не в биологическом пространстве, а в культурном, социальном, духовном.
Таким образом, школьный предмет история превращается из безумной практики заучивания бессмысленных текстов в очень личностную практику саморазвития, самосовершенствования.
Тезис 8. Ученик, начинающий понимать суть истории - сам при этом историк? Мы творим историю или зубрим историю?
– А-а! Вы историк? – с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
– Я – историк, – подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: – Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история.
Навигация:
Концепция целостного образования