Найти тему

Российскому халялю раздвинут сертификационные границы

Мировой рынок халяльной продукции в 2024 году вырастет до $1,38 трлн

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Минэкономики издало проект приказа о расширении круга организаций, у которых будет возможность маркировать отправляемую за рубеж продукцию как халяльную. Важное условие для этих структур – получение специальной аккредитации в том числе и в Росаккредитации. Это позволит российским производителям халяльных продуктов питания расширить поставки в те страны, где есть спрос на них, поделился с «Коммерсантом» замглавы Минэкономики РФ Алексей Херсонцев.

История вопроса:

Сейчас сертификацией отправляемой на экспорт халяльной продукции занимается подведомственная Роскачеству структура «Роскачество халяль». Выдаваемые ею сертификаты признаются в странах СНГ, Персидского залива, Пакистане, а сейчас ожидается соответствующее одобрение регуляторов Индонезии, Турции и Малайзии.

По данным участников рынка, с 2018 года по 2023 год экспорт халяльной продукции из РФ вырос на 38%. На первом месте по объему вывоза находится мясо птицы, на втором – кондитерские изделия, далее – говядина и баранина.

Более 70 кондитерских изделий холдинга «Объединенные кондитеры» из экспортного ассортимента имеют сертификаты на соответствие международным стандартам GSO 2055-1 на халяльную продукцию.

ГАП «Ресурс», выпускающий халяльную курятину и баранину под брендом An-Noor сертифицирует свою продукцию в ОАЭ в двух структурах – Gulftic-ICSC Halal и Государственном управлении по стандартизации и метрологии (ESMA), в Саудовской Аравии – в Государственном управлении по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами.

Инициатива Минэкономики РФ по расширению числа организаций, имеющих право маркировать экспортную продукцию как халяльную, по выражению замруководителя Росаккредитации Александра Соловьева, «должна исключить необходимость прибегать при сертификации таких товаров к помощи специалистов из исламских стран». Это позволит существенно сократить финансовые и временные издержки для бизнеса.

Источник издания среди крупных производителей мяса полагает, что сейчас без дополнительной сертификации российские товары легко экспортируются в страны исламского мира. Президент Agrifood Strategies и координатор рабочей группы отраслевых союзов АПК России в области халяль Альберт Давлеев подтверждает, что экспортеры в обязательном порядке должны получить сертификат, подтверждающий, что их продукция произведена по правилу халяля, в той стране, куда она экспортируется. Такую маркировку в странах Персидского залива осуществляет центр аккредитации GAC, а в Южной Азии – JAKIM в Малайзии.

Инициатива Минэкономики не упростит существующие системы аккредитации, прикидывает Альберт Давлеев. Импортеры из мусульманских стран с осторожностью относятся к попыткам других государств «зарегулировать маркировку халяльной продукции», изменения могут нарушить и без того хрупкий баланс экспорта российской продукции.

Напомним, для экспорта халяльной продукции требуется особый контроль качества. В Саудовской Аравии необходимо получить сертификат Халяль, выданный аккредитованным органом, уполномоченным SFDA. LR