Защита воздушных границ - дело не только мужское. Приморское небо патрулируют и девушки. В одном из подразделений служит единственная в крае штурман истребителя МИГ-31.
Первым делом — самолёты. А небо — родимый дом не только для пилотов, но и для лётчиц. Штурман боевого корабля МиГ-31БМ Екатерина Рахимова — единственная летающая девушка в полку. Но с поставленными задачами справляется ничуть не хуже мужчин. Вот и сейчас готовимся к вылету. Но прежде всего — предполётный осмотр.
Екатерина Рахимова, штурман истребителя МиГ-31БМ: «Проходим, смотрим стабилизатор, также, как я уже говорила, чтобы всё было целое, чтобы не было повреждений, подтёков, грязи никакой. Мы проверяем также, осматриваем вернее, сопло — чтобы были целые лопатки, чтобы не было лишних предметов ненужных там».
Далее поднимаемся на борт. Да, по воздушным судам можно ходить. И проверяем тормозной парашют — он должен издавать глухой звук.
Это далеко не полный список деталей, подлежащих осмотру. Однако специалисты справляются с задачей в считанные минуты. Всё готово к вылету. Командир и штурман занимают свои места. Мы ненадолго отвлекаем Екатерину, чтобы узнать, откуда у девушки такая тяга к покорению небосвода.
Екатерина Рахимова, штурман истребителя МиГ-31БМ: «У меня папа летал. И когда я ещё маленькой была он возил меня на выступления МАКС, и мне почему-то понравилось это с 6 лет».
- То есть с самого детства к небу тянуло?
- Конечно, да, по-другому сюда не надо идти. Может быть, вы обратили внимание, что крыло — маленькое относительно фюзеляжа. Оно небольшое и из-за этого требует особого мастерства у лётчиков. У меня сейчас главная цель стоит - пересесть в переднюю кабину, стать командиром корабля».
На это есть все шансы — у девушки за плечами не один час самостоятельного управления боевой машиной. Спасибо краснодарскому лётному. Екатерина, кстати, москвичка. В Приморье оказалась по распределению. Говорит, что всегда хотела попасть в ВКС. Несмотря на то, что дело это рискованное и непростое.
Екатерина Рахимова, штурман истребителя МиГ-31БМ: «В гражданскую авиацию я не хотела и не хочу, и не рассматриваю этот вариант. Цель была — истребительная авиация. Ритуалы перед вылетом — погладить самолёт. Есть настроение, нет настроения — это как обязательная часть. Видимо, лётчики суеверные».
Да, лётчики люди суеверные, но оно и не удивительно, ведь при всей небесной романтике профессия эта очень ответственная и опасная. Вот и мы по доброй воздушной традиции потрогаем фюзеляж на удачу.
Сергей Комаров, Николай Фарафонов, «Вести:Приморье».