Сегодня про аутизм. Тема сложная. В какой-то мере больная для меня.
Попробуем всё-таки понять, почему люди с аутизмом (в основном дети) напрочь лишены чувства стыда. Их мало что смущает.
То и дело в вижу в чатах вопросы: "Как научить? Как сделать так, чтобы ребёнок не одевался посреди комнаты и не ходил по квартире в "натуральном" виде.
И пишут, что информации в интернете практически нет. Её обсуждают в своих карантинах только шёпотом. Так же, как и ночной (а иногда и дневной) энуре3 и прочие "чудеса", о которых не принято говорить в приличном обществе.
Итак, начнём с вопроса: почему ребёнок с аутизмом не понимает, что такое стыд?
Ну тут всё предельно просто: стыд - это чувство, эмоция, довольно негативная. А с эмоциями и чувствами у людей с аутизмом вообще всё плохо.
Это они ещё радость могут отличить на картинке от грусти. И даже изобразить её на своём лице.
Со стыдом всё гораздо интереснее и сложнее.
Чтобы понять, что такое стыд, нужно усвоить сначала нормы морали, понять, что принято, что не принято в обществе. Перенести это на себя, осознать.
Понимаете, какая тут вырисовывается многозадачность?
И я сейчас не про тот стыд, когда ты кого-то обидел. Нанёс урон физическими действиями или словами.
Вот с этим как раз всё намного проще. Я сейчас про другой стыд...
Вот про тот самый, связанный с одеванием, с походом в уборную.
Ох, как я 8оевала с сыном...Лет до семнадцати он вообще не желал понимать, что дома такие же правила, как и в общественных местах: зашёл в ту.алет - прикрой за собой дверь. Не нужно выскакивать в первозданном виде. Слушать, что говорят, смотреть, кто пришёл, даже если очень хочется.
А ведь было когда-то. И я рассказываю вам об этом совершенно честно.
И не один Серафим такой. Их таких много. Не только с аутизмом. Но и с другой инвалидностью.
Когда спрашивала у сына, почему происходят подобные вещи, он всегда отвечал, что не видит проблем.
И я ему объясняла. Спокойно, ровным голосом: "Вот ты представь, ладно мы, взрослые. А если бы у тебя был младший брат или сестра, какой бы ты им подал пример? Да и вообще, понимаешь ли ты, что при детях человек должен быть полностью одетым. Есть такая статья уголовного кодекса."
И что вы думаете, пошёл, загуглил. Вернулся, сказала: "Да, есть. И это получается, что мне детей иметь абсолютно точно нельзя. А то вдруг задумаюсь и выскочу из ванной. А меня потом лишат родительских прав и отправят за решётку."
Вот, видали, как речь построил. Иногда говорит. И довольно связно. Но такое случается редко.
И вот мы с ним как-то плавно перешли в один прекрасный день от решёток к моим чувствам.
Начала ему объяснять общепринятые правила. Сказала: "Помнишь, ты когда поступил в техникум, очень быстро научился закрывать дверь в уборную на замок, когда прятался от толпы сапожников с молотками. Им не понравилось, то что дверь была открыта. И им абсолютно всё равно на твою клаустрофобию и на то, что ты боишься замков, думаешь, что закроешься и не сможешь выйти.
Ну так вот. Я с молотком за тобой гоняться по коридору не буду. Но говорю тебе прямо: "Мне не нравится, когда ты выходишь из заведений в первозданном виде. Мне это неприятно."
И вот с тех пор человек прикрывается полотенцем или футболкой. Иногда забывает, конечно, но очень редко.
А вот с дверями у нас проблема. Не закрывает на замок. Постоянно ему напоминаю об этом. А в ответ слышу: "А вдруг я не выйду."
Говорю: "Бери с собой телефон. Звони мне. Будем вызывать помощь. Обратимся к кому-нибудь. Пусть ломают дверь или пытаются открыть её с наружной стороны."
А если серьёзно, то да, проблема.
Когда пойдёт в школу самостоятельности (а он пойдёт, очень надеюсь, что попадёт в этот проект), буду отдельно общаться с кураторами, чтобы учили ребят закрывать за собой дверь на замок. Тем более, что там будут девушки и парни.
Это первый пункт. Второй, разумеется, бережно относиться к жидкому мылу. Дома у нас его нет. Не покупаем, потому что увлекается и выливает за раз целую бутылку. И на увещевания мои и отца не реагирует. Может, хоть других людей послушает. Поживём, увидим.
А у вас, точнее у ваших детей, как с чувством стыда? Научились уже одеваться по месту? Не бывает никаких казусов?