Когда началась специальная операция в феврале 2022 года, муж решил вывести средства с рынка ценных бумаг. Торговать на бирже в такое время не только рискованно, но и не этично.
Первое, что вспоминается с начала объявления специальной операции в 2022 г. - опасения насчет будущего. Некоторую уверенность в трудные времена могут дать сбережения. Однако во время войн деньги часто теряют ценность.
Большее значение для гражданского населения приобретают реальные вещи - продукты питания и вода, медикаменты и теплая одежда, оружие и крыша над головой.
У мужа, родственников были сбережения, преимущественно в ценных бумагах - акциях, облигациях. Очевидно, что при начале военных действий рынки акций будет лихорадить. Муж сразу понял, что нужно выводить деньги в наличные.
Мне кажется, еще до начала событий у него было предчувствие - долю акций и облигаций в портфелях желательно снижать, продавая ценные бумаги.
Поэтому муж успел все или большую часть продать до падения. Или в начале снижения котировок, которое действительно случилось и было значительным. Многие компании отменили еще и выплату дивидендов.
А через некоторое время иностранные акции оказались вообще под санкциями - заблокированными на счетах. Есть знакомые, которые до сих пор не продали и не могут вернуть деньги. То есть тогда решение мужа оказалось правильным.
Но и сейчас он против возвращения на рынок акций. Хотя падение рынка уже отыгрывалось и многие российские акции вернулись на прежние уровни цен.
Я же думала, что в такие моменты и можно заработать. Встречала в финансовой литературе - покупать акции надо в кризисы. Предлагала вернуться на рынок.
Однако муж считает, что торговать акциями страны, находящейся в состоянии войны, которая может стать мировой и даже ядерной - слишком рискованно. Даже не этично.
Еще один из его доводов против - особенность торговли акциями. Все через Интернет происходит, посредством приложений банка. Если Интернет отключат, или приложения, физические сервера банков будут взломаны, повреждены, то на руках у держателя акций ничего не останется. Никакой бумажки, способной подтвердить наличие акций. Все эти акции - виртуальные цифры на экране.
И вкладываться теперь нужно в настоящие, физические активы. Так он считает. Муж еще помнит истории своих бабушек и дедушек из СССР, которые лишились накоплений при развале страны. А родители переживали периоды, когда деньги стремительно обесценивались. Думаю, это повлияло на его мировоззрение.
Он считает, что советы западных или молодых русских финансистов (которые в большей степени обучены западными финансистами) не всегда применимы для России. Рынок акций в стране молод, в отличии, например, от США.
Так он начал думать, куда вложить выведенные денежные средства на период вероятной мировой войны. Чтобы не пропали, не обесценились. Главное, была польза на случай выживания. Многое обсуждали, наконец, решили. Что именно - еще будем писать в новых статьях.
А в следующей статье пишу о втором моменте, о котором муж начал думать - оружие. Какое нужно иметь в случае выживания. Ведь сценарий ядерной войны не исключает анархию, хаос и голод. Так обычно все представляют фантасты.