У молодых родителей возникает множество вопросов о рационе ребенка. Что лучше — грудное молоко или молочная смесь? Можно ли допаивать грудничка и как вводить прикорм? Что нужно делать, чтобы обеспечить растущий организм всеми необходимыми витаминами? О том, как организовать питание малыша, рассказывает заведующая педиатрическим отделением клиники «ММЦ» на Малой Конюшенной Анна Александровна Никитенок.
Начнем с молока
Питание детей первого года жизни всегда вызывает много вопросов и противоречивых мнений. От природы состав грудного молока идеален для кормления ребенка, но с оговорками — если мать здорова, полноценно питается, молока вырабатывается достаточно и малыш способен его усваивать. В иных случаях встает вопрос о введении докорма или полном переходе на искусственное вскармливание.
Грудное вскармливание в первые месяцы жизни имеет большое значение, так как с молоком ребенок получает не только питание и водную дотацию, но и выработанные в организме матери антитела (помогают справляться с инфекциями), ферменты (обеспечивают пищеварение) и другие полезные вещества.
Понять, что ребенок на грудном вскармливании здоров, несложно: об этом говорят достаточная прибавка веса (от 500–600 г до 1–1,5 кг за месяц), хорошая работа кишечника и общее самочувствие. Обычно нормой является стул несколько раз в день, но при удовлетворительном состоянии ребенка не стоит беспокоиться и при отсутствии стула вплоть до 7 дней.
Если у ребенка на грудном вскармливании отсутствует динамика по весу, он беспокоен, постоянно находится на груди, стул редкий или отсутствует вовсе, сокращается количество мочеиспусканий и при этом не выявлено явных заболеваний, мешающих полноценному грудному вскармливанию, — встает вопрос о введении докорма. Для этого детям строго после кормления грудью дают молочные смеси, которые создаются на промышленном производстве и имеют состав, максимально приближенный к составу грудного молока. Количество докорма, его длительность и выбор смеси всегда подбираются индивидуально, совместно с врачом.
В случаях когда грудное вскармливание становится невозможным из-за болезни матери или ребенка, нежелания кормить грудью, когда молока стало очень мало или оно полностью исчезло, необходимо переходить на искусственное вскармливание. При этом стоит придерживаться режима кормления — кишечнику будет проще справляться с перевариванием, так как смесь плотнее, чем грудное молоко, и дольше переваривается. Выбирать смесь лучше в сопровождении педиатра, который порекомендует самый подходящий вариант.
Вводить смесь лучше постепенно, начиная с первой половины дня — так проще отследить реакцию организма. Если первый прием вынужденно пришелся на вечер или ночь, постарайтесь все же отследить нежелательные реакции: рвоту фонтаном (не путать со срыгиванием), появление обильных и распространяющихся высыпаний на коже, отеков, кашля и других резких изменений. При появлении любого из этих симптомов сразу обращайтесь к врачу, вплоть до вызова скорой помощи! Не требуют срочного обращения к педиатру следующие реакции:
- дискомфорт в животе — могут появиться колики, особенно если было дано много смеси
- изменение стула — консистенции, запаха, количества в сутки и цвета (на смесях с расщепленным белком он будет от зеленоватого до цвета болотной тины)
- появление слизи — нужно оценить количество и наличие прожилок крови, описать это врачу при следующем плановом визите
Нужно ли допаивать малыша водой?
На грудном вскармливании допаивание обычно не требуется, хотя и вреда не наносит. Необходимо допаивать детей только в жаркое время года, если дома душно, во время болезни (при лихорадке или кишечной дисфункции, когда возрастает потеря воды в организме) или если у матери густое, жирное молоко. Чтобы понять, нужно ли допаивать, стоит посмотреть на поведение ребенка, его общее состояние и количество мочеиспусканий. Если малыш полноценно поел, а через какое-то время забеспокоился, но при этом нет проявлений колик или болезни, дома жарко и мочеиспускание более редкое — предложите ему немного воды.
Допаивать кипяченой водой комнатной температуры можно из ложки, бутылочки, шприца без иглы. Предлагать воду нужно после кормления грудным молоком, в промежутках между кормлениями и прекращать примерно за 30–60 минут до планируемого кормления, чтобы не заполнять желудок водой, — это может уменьшить количество съеденного молока.
Многие авторитетные источники рекомендуют дать грудь и допоить молоком, не предлагая воду. Однако при хаотичном предложении груди нарушается режим кормления, это помешает работе кишечника, могут возникнуть проблемы со стулом, будет сложно сформировать режим и вводить прикорм, так как организму будет непонятно, когда время принимать пищу, а когда — отходить ко сну. Впрочем, иногда выбирать не приходится: малыш может просто отказаться от предлагаемой воды, даже несмотря на жажду, ведь молоко гораздо вкуснее.
Введение прикорма
По мере роста ребенка его потребности в питательных веществах постепенно возрастают и к 4–6 месяцам ценность грудного молока снижается, возникает необходимость введения прикорма. При этом стоит несколько задач: наполнить рацион продуктами с общего стола, сформировать режим питания, привить правильные пищевые привычки, сформировать навык жевания и научить употреблять продукты различной консистенции.
Полноценно перевести ребенка на общий стол обычно получается к году, когда он уже хорошо сидит, познакомился со всеми продуктами прикорма, научился жевать и глотать твердую пищу, начинает пользоваться ложкой и пить из кружки. После года разрешено вводить в рацион поваренную соль и готовить уже можно сразу на всю семью, но корректируя способ приготовления: лучше варить и тушить, можно запекать и готовить на гриле. Садиться за стол лучше всей семьей, чтобы ребенок видел, что все едят одинаковую еду, так будет проще прививать правильные пищевые привычки. Если родителям хочется съесть что-то из «запрещенного» для ребенка, лучше это делать не в его присутствии.
Детская посуда должна быть ударопрочной, пригодной к применению с пищей различных температур, при нагревании не должно появляться посторонних запахов. Объемы порции зависят от возраста, и размер тарелки должен ей соответствовать. Визуально интересная посуда поможет акцентировать внимание ребенка на процессе. Лучше, чтобы вся посуда и столовые приборы в семье были индивидуальными, так снижается риск передачи микробов между членами семьи.
Во время кормления не включайте мультики: отвлекаясь на экран, малыш не понимает, что находится в процессе приема пищи, не акцентирует внимание на еде и чувстве насыщения. Так формируется неправильная связь: «включился экран — нужно поесть», а избавиться от такой привычки будет сложно. Не стоит стимулировать ребенка шантажом и угрозами или поощрять мультиками. Чтобы сделать процесс приема пищи занимательным, можно поиграть: «угадай, что в тарелке», «накорми себя, маму, мишку» и т.д. Главное — позитивный настрой и желание.
Чтобы привлечь внимание ребенка к еде на этапе ввода прикорма, нужно выбирать время, когда он в хорошем настроении, не хочет спать и его ничего не беспокоит. Старайтесь сразу формировать режим кормления, давать еду в одно и то же время. Если на этом этапе ребенок отказывается от еды — накормите его молоком и выдержите время до следующего приема пищи. Если же такое происходит, когда малыш уже постарше, прикорм введен и режим питания выстроен — спокойно согласитесь и объясните, что следующий прием пищи будет в положенное время, но не идите на поводу и не давайте в качестве альтернативы «вкусняшки». Можно предложить другое блюдо в этот прием пищи, а в следующий раз заранее обсудить с ребенком, что бы он хотел из имеющихся вариантов. Можно вместе с ребенком пойти в магазин и выбрать продукты, из которых потом будет приготовлена еда (готовить тоже можно вместе).
Даже с маленькими детьми нужно разговаривать, объяснять необходимость питания. Можно обсудить, почему ему не нравится блюдо, поменять подачу или способ приготовления, от каких-то продуктов можно на время отказаться. Не любит суп — замените на порцию мяса с овощами. Говорите о пользе конкретных продуктов, покажите, что полезная и вкусная еда — это синонимы. И помните, что даже у взрослых бывают моменты, когда есть совсем не хочется, поэтому заставлять ребенка точно не нужно.
О режиме и перекусах
Формируйте у детей правильные пищевые привычки и приучайте к режиму с раннего возраста. Завтрак, обед и ужин должны быть в фиксированное время, а если нет возможности полноценно поесть дома — организуйте трапезу в отведенное для этого время правильными продуктами, в спокойной обстановке и с соблюдением ритуалов: гигиена рук, спокойное пережевывание, акцент на еде, а не на других действиях. Если обед пришелся на прогулку в коляске, поверните малыша к себе, сфокусируйте внимание на том, что происходит прием пищи, поиграйте с ним так же, как если бы вы обедали дома. С детьми постарше обсуждайте возможные варианты «здоровых» перекусов, если нет возможности полноценно поесть. Очень важно не пропускать приемы пищи: длительные голодные паузы приводят к обостренному голоду и, как следствие, к перееданию.
Рестораны и фастфуд
Во многих местах общепита можно встретить детское меню, но в нем часто нет полезных для ребенка блюд, зато есть картофель фри, наггетсы и др. При выборе блюда ориентируйтесь на его состав и способ приготовления. Разовое употребление фастфуда не нанесет большого вреда здоровью, но помните, что дети быстро привыкают к его яркому вкусу и потом будут регулярно просить такую еду, а дальше — самостоятельно покупать. Не создавайте культа еды, не преподносите фастфуд как нечто грандиозное и «только сегодня, потому что ты хорошо себя вел» или «только в день рождения». Чем сильнее акцент и строже запрет, тем больше хочется и выше вероятность, что в будущем ребенок будет бесконтрольно употреблять такую не полезную для здоровья пищу.
С полным текстом материала можно ознакомиться в нашем журнале.
Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста.
#прикорм #детскоепитание #чемкормитьребенка #правильноепитание #ребенокнеест #каквводитьприкорм #советыпедиатра #детскоездоровье #здоровьеребенка #педиатр