6 июля 2024 года на 67 фестивале искусств «На родине П.И. Чайковского» Народный артист РФ Денис Мацуев исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского с Государственным симфоническим оркестром УР.
История великих фортепианных концертов началась еще в клавесинную эпоху с Баха, продолжилась Моцартом и Бетховеном, затем романтиками – Шуманом, Листом, Шопеном, Григом. Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского стал первым не только в списке сочинений композитора, но и в истории русской музыки и составил достойную конкуренцию признанным классическим шедеврам этого жанра. У Чайковского всего три фортепианных концерта, но Первый во много раз превосходит два другие по популярности и является одним их самых известных музыкальных шедевров Чайковского.
«Русская хандра им овладела»
Концерт №1 для фортепиано с оркестром был создан 34-летним композитором и практически сразу, после первого же исполнения в 1875 году получил мировое признание. Скорость сочинения Чайковским Концерта №1 поражает: он работал над ним в Москве с октября 1874 по февраль 1875 года. Весь период времени до того, как Чайковский взялся за сочинение музыки Концерта осенью 1874-го, его преследовала хандра. Мрачные переживания, постоянные приступы «черной меланхолии» не оставляли его и во время работы над Концертом.
После завершения Концерта №1 в марте 1875 г. он писал брату А.И. Чайковскому:
«Всю эту зиму в большей или меньше степени я постоянно хандрил, и иногда – до последней степени отвращения к жизни, до призывания смерти».
Редкий человек, вообще говоря, обходится без депрессии. Чайковский же был человеком высокомузыкальным, эстетически чутким и потому чрезвычайно ранимым, чувствительным до степени, не совместимой с жизнью. И эти его ранимость, хрупкость, его душевные переживания нашли себе выход в музыке Концерта. Эмоционально я воспринимаю музыку Концерта №1 как музыку трагедии, депрессии, самоубийства, которая если и завершается праздником, то не благодаря, а вопреки. Чайковский своей музыкой как бы говорит: «мир несовершенен, но я все равно буду радоваться жизни». Даже чувствуя себя изгоем на этом празднике.
«Эта музыка будет вечной»
Как известно, музыка начинается там, где слова теряют силу. Не все можно сформулировать словами, смыслы не перескажешь, но я попробую.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром состоит из трех контрастных частей. По основной тональности, самой, пожалуй, драматической музыкальной тональности «си-бемоль минор», музыка Концерта №1 – сочинение предельно трагическое. Именно из-за тональности музыку Концерта №1 невозможно воспринимать как светлую, жизнеутверждающую, праздничную.
Начинается Концерт №1 с напряженного звучания волторны, которое сразу захватывает внимание слушателя. Следом за звуками волторны идут подряд несколько полнозвучных аккордов фортепиано и переход из одной тональности в другую: из самой страшной «си-бемоль минор» в самую торжественную и возвышенную «ре-бемоль мажор». Необыкновенная популярность вступления концерта объяснятся тем, что композитор написал музыку такой мощи и красоты, что люди, даже не понимающие, «о чем» эта музыка повествует, «что» это такое вообще, невольно подчиняются воле автора.
Первая часть концерта является выражением внутренних душевных переживаний и метаний композитора, наполненных, с одной стороны, любовью к жизни, с другой - пронизанных ужасом перед ее реальностью и своей судьбой. Неслучайно главная партия концерта позаимствована из грустной старинной украинской песни бродячих музыкантов-слепцов.
После того, как первая часть с огромной скоростью достигает красоты и силы, Чайковский переходит ко 2-ой лирической, спокойной части. В середине 2-ой части Концерта №1 Чайковский ввел французскую песенку «…Il faut s`amuser, danser et rire…» («Будем веселиться, плясать и смеяться»), подготавливая слушателей к финалу.
В финале концерта происходит выход из сферы внутренних душевных переживаний в шумный мир народного веселья. В 3-ей части концерта, на вершине драматического эмоционального взлета композитор использовал еще одну народную украинскую песню – веснянку «Выйди, выйди Иваньку». Обрядовая песня призыва весны, которой Чайковский придал остро ритмированный характер, превращается в Концерте в плясовую.
«Сoncert» в переводе с итальянского значит «состязание», соревнование двух сторон – солиста и оркестра. В Концерте №1 эти отношения меняются от противостояния до полного единения.
Феномен Мацуева
Так, как играет Мацуев, не играет никто, – вывод, сделанный на основе не первых впечатлений или единичных случаев. Исполнительская манера Мацуева страстная, скоростная, мощная и подчеркнуто виртуозная. Стремительные раскатистые пассажи, лавины грохочущих октав, массивные аккордовые наслоения – всеми этими приемами «крупной» пианистической техники он владеет в совершенстве. Та энергия, которую проявляет пианист, передается им и оркестру.
За силу и мощь исполнения западная пресса величает Мацуева не иначе как «Сибирский медведь». У музыкальных критиков по поводу манеры исполнения музыканта есть даже шутливый термин «мацуиссимо». Некоторые музыканты, особенно старшего поколения, признавая бесспорную виртуозность Мацуева, считают при этом, что ему, якобы, не хватает лиризма при исполнении романтического репертуара. Приведу в связи с этим рецензию, которой «The New York Times» отметила запись концерта Мацуева в Карнеги-Холле в 2008 году: «…он настолько тонко чувствовал нежнейшие моменты, что, казалось, такие чарующие трели вам больше никогда не услышать».
Магнетическая сила воздействия пианиста на слушателей заключается не только в великолепном пианизме и техническом мастерстве Мацуева. Он видит музыку внутренним взором, чувствует ее сердцем. Мацуев каждое произведение играет по-своему и что-то в сердцах людей он, именно он, своей игрой затрагивает. Подача произведения Мацуевым, «эффект доброса до зрителя» неизменно оказывают на слушателей неотразимое действие.
Мацуев «не просто классический пианист», как он скромно себя называет. Его считают одним из наиболее авторитетных интерпретаторов музыки. В его исполнении звучали мировые премьеры и первые в истории записи неизвестных сочинений Рахманинова.
Слагаемые успеха
В.И. Немирович-Данченко считал, что творческий успех определяется тремя предпосылками – талантом, работоспособностью и случаем. Все три составляющие успеха счастливо совпали у Дениса Мацуева.
Талант Денису Мацуеву, можно сказать, передался по наследству: он из семьи потомственных музыкантов, а золото корней всегда дает о себе знать. В 1990 г. будучи обладателем идеального слуха, он без всяких условий был принят в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. А год спустя юный пианист стал одним из первых стипендиатов программы «Новые имена» - программы, которая стала фундаментом его будущей карьеры. Вместе с другими участниками программы он колесил по более чем 40 странам мира и давал концерты.
Еще два года спустя Денис Мацуев одержал победу на Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге, сразу после которой в 1994 году поступил в Московскую консерваторию. Во время учебы в консерватории Мацуев единственный из класса приносил на уроки готовые композиции, имея, по мнению его педагогов, «сумасшедшие мозги». А год спустя уже стал солистом Московской государственной филармонии. В основе таланта Мацуева прежде всего фундаментальное музыкальное образование.
И хотя перед его глазами были примеры с мультиинструменталистами, оперными певцами с консерваторским образованием, запевшими под поп-мотивы на эстраде, он остался верен классике. Своевременно и точно поняв свое предназначение, он честно служит своему выбору.
«Достойный человек. Без всяких натяжек»
Преданность своему делу определяет его талант как музыканта и ценность как человека. Мацуев родился в Иркутске и хранит верность родному городу: отыграв свой первый сольный концерт в 2004 году, он отправился на малую родину, где основал фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале» – один из 4-ех руководимых им фестивалей. Через 7 лет здесь же открылся «Дом музыки Дениса Мацуева», зал которого вмещает до 60 зрителей.
Вообще верность и умение не забывать добро – качество, которое импонирует в Мацуеве. Практически в каждом интервью он вспоминает Иветту Воронову - создательницу фонда «Новые имена» для выявления и поддержки талантов. Вылетев из этого «гнезда» наряду с другими птенцами, после смерти Иветты Николаевны Мацуев стал президентом Фонда.
Мацуева рады видеть в любых концертных залах мира. Непременный участник более десятка крупнейших фестивалей во всем мире, постоянный партнер ведущих симфонических оркестров России, Европы, Северной Америки и стран Азии, он ставит своим главным приоритетом развитие филармонического искусства в регионах России и значительную долю своих концертных программ, прежде всего премьерных, представляет именно в России.
Мацуев делает доступными для небогатых людей концерты очень дорогих оркестров разных стран, предоставляя свой персональный абонемент «Солист Денис Мацуев», с которым доступность выступлений всегда остается на разумном уровне.
Музыка для врачей
До пандемии он давал по 250 концертов в год. 22 апреля 2020 года во время пандемии Мацуев, который находился в то время в Иркутске, стал активным участником большого телеконцерта для врачей. По видеосвязи, вместе со скрипачом Вадимом Репиным и актером Евгением Мироновым они исполнили песню В. Дашкевича «Журавль по небу летит» из знаменитого «Бумбараша». «Выступать вместе на расстоянии 5 тысяч километров, не чувствуя партнера, непросто, тем более что песня сложная, а Миронов каждый куплет пел по-разному. Но я не мог не поучаствовать в этом концерте», - впоследствии признался Мацуев.
28 августа 2020 года Денис Мацуев выступил для медицинских работников и волонтеров Калужской области с концертной программой, в которую вошли произведения выдающихся отечественных и зарубежных композиторов – Шумана, Чайковского, Рахманинова, Стравинского. Благодарность медикам за их героический труд и признательность музыкантам, подарившим свое мастерство медикам, выразил обязательно присутствовавший на мероприятии глава региона Владислав Шапша.
20 февраля 2021 года в Иркутске прошел благотворительный концерт для медиков «Звезды на Байкале», в котором Денис Мацуев выступил с программой из произведений Шопена и Чайковского вместе с российским национальным молодежным симфоническим оркестром, исполнившим отрывки из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Подарив возможность отдохнуть пару часов под классическую музыку тем, кто выдержал самые тяжелые испытания, музыканты выразили свою благодарность и признательность.
Герой нашего времени
Первый раз Денис Мацуев приехал в Ижевск 25 лет назад в далеком 1999 году, после победы на XI Международном конкурсе П.И. Чайковского в Москве в 1998 г.
Эмоциональное и яркое, как всегда, выступление музыканта на 67 фестивале искусств в его 6-ой приезд в Ижевск запомнится еще и своим нефилармоническим форматом. Выбежав на сцену в шортах, футболке и кроссовках, что не помешало ему прекрасно исполнить Концерт №1, он после этого сыграл еще и на бис «В пещере горного короля» Грига и рояль при этом никуда не уехал и педаль не сломалась. А после выступления Мацуев выразил благодарность работникам аэропорта Шереметьево, которые затеряли его багаж с концертным костюмом.
За прекрасное симфонирование Мацуев поблагодарил дирижера Н. Роготнева. Слова Мацуева о том, что тишина на стадионе, где по определению тихо быть не может, дорогого стоит, были с восторгом восприняты зрителями. Вообще публика не просто любит, она обожает Дениса Мацуева не только за его музыкальный талант, но и за его выдающиеся внешние данные, харизму, человеческое обаяние, эмпатию, самоиронию. В Мацуеве импонирует буквально все: не только его музыкальная слава, профессорство и членство, но и все остальное – энергетика, которую он излучает, кайф от того, что он делает, внутренний стержень, врожденный стиль, любовь ко всему прекрасному. Он являет собой наглядный, мощный и яркий образец нашего современника.
Выступление Мацуева 6 июля 2024 года несомненно добавит сторонников в его активную фанбазу, которая, по словам Мацуева, на 70% состоит из молодежи.