"И что, черт возьми, это такое сейчас было?" - именно с такими словами уходил из кинотеатра один из зрителей после просмотра фильма "Собиратель душ".
"Собиратель душ" относится к той категории фильмов, когда нельзя сказать однозначно, хороший это фильм или нет, потому что в нем немало противоречий, анализируя которые одни зрители увидят однозначные плюсы, а другие - громадные минусы. Самая главная фишка заключается в том, что картина является неким подобием фильмом-обманкой, когда авторы почти всю историю намекают на один формат повествования (в данном случае детективный триллер на тему серийных убийц), а в конце выясняется, что жанр фильма и сама история совсем о другом. Это, как матрешка, где в одной фигуре спрятана другая и так далее.
Это однозначно не самый страшный фильм года, как нам сообщают журналисты и реклама. Но при этом фильм обладает обволакивающей нагнетающей атмосферой с крайне удачными единичными эпизодами, которые вызывают чувство дискомфорта и даже отвращения. Что от главной героини, что от персонажей второго плана, включая антагониста, исходит особая отрицательная энергетика, которую усиливают закадровые церковно хоровые завывания, словно на что-то намекая, а точнее предостерегая зрителя от предстоящего кошмара наяву.
За постановку отвечал Оз Перкинс, сын того самого Энтони Перкинса, известного по роли Нормана Бейтса в фильме Альфреда Хичкока «Психо» 1960 года. Помимо классического подхода к визуализации хоррора режиссер периодически обращается к артхаусу, тем самым дополняя свою историю оригинальным авторским словом. Надо понимать, что это не история о поиске маньяка, ведь тут всё намного глубже, поэтому не стоит надеяться увидеть здесь новых молчаливых ягнят или что-то в этом духе. Тут совсем другое кино, которое скорее ближе к олдскульным камерным ужастикам прошлых лет, когда за три копейки снимали до жути страшные фильмы.
Отдельно хочется отметить невероятно яркий перфоманс Николаса Кейджа, который здесь получился максимально пугающим. Смею предположить, если я бы посмотрел этот фильм в детстве, то мне наверняка долгое время снилось бы в кошмарах его ужасно бледное лицо, похожее на последствия неудачной пластической операции.
В общем, кино получилось тягомотным, эмоционально тяжелым, в меру омерзительным и с особой изюминкой, благодаря которой фильм останется в памяти. Кино однозначно не для всех, даже если вы яростный поклонник хорроров. Но, как по мне, посмотреть его всё же стоит.
p.s. Новые рецензии, свежие новости и другие эксклюзивные материалы о кино/сериалах вы найдете в telegram-канале "Киноманские заметки": t.me/kinomands