Речь пойдёт не о сериале 2005 года, как бы он мне не нравился. Но не спешите злорадствовать, поклонники полнометражки, про нее речь не идёт тем более.
Итак, что же такое в первую очередь "Мастер и Маргарита "? В первую очередь, это персонажи. Рассмотрим основных персонажей: это собственно, вынесенная в заглавие пара, а также - Воланд и его свита. Остальные не оказывают столь сильного воздействия на историю, поэтому могут быть разными.
Воланд
В первую очередь , это - князь тьмы, злой дух, повелитель теней. Именно так обращается к нему Левий Матвей, прося за Мастера и Маргариту. Также нам известно, что он был и на балконе у Понтия Пилата и на обеде у Канта. Так что он повидал многое. Это налагает некую мудрость и тяжеловесность. Он повидал людей разных эпох, и они всегда были одинаковы, покупаясь на одно и тоже (вечер в "Варьете" это лишний раз подтверждает ). Поэтому его речь и движения должны быть размеренными, степенными. Никаких кривляний, оставим это парочке Фагота и Бегемота, это их работа. Поэтому немецкая версия из фильма почти целиком идёт мимо. А сериальная версия не дотягивает внешне. Ведь есть же описание:
Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого… С левый стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые…Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет…. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом — иностранец…
Вот если бы Дилю добавить тяжеловесности сериального Воланда. Было бы что-то похожее в первом приближении на данную сущность.
Фагот-Коровьев
Хотя он находится в вечно шутящей парочке, образ его сложный. Всё-таки, он просто рыцарь, который неудачно пошутил, и теперь должен постоянно шутить. Это в некотором роде печальный и драматический персонаж. Да, любители нового фильма, это не клоун. В его кривляниях должна прослеживаться некоторая грустинка.
По внешности мы имеем следующее:
«На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…»
«…брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
Единственные известные детали - усы-перышки и треснувшее пенсне. Поэтому не буду говорить про внешность, но манера почти на 100% у сериального. Конечно, там не прослеживается грустинка, но экзальтированность, порой - преувеличенная - говорит об усилии и некотором нервном напряжении, которое образу таки соответствует.
Бегемот
Вот что известно о ещё одном члене свиты:
..кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами...
Кроме того, известно, что лапы у него соразмерные остальному телу и сам ведёт себя как человек.
этот странный кот <...> сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно..."
"...кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!.." "...он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан.
То есть, киношная версия отлетает сразу же. А вот сериальная соответствует если не полностью то почти полностью. Тем более, что в паре с Коровьевым именно он является основным шутом. В фильме его урезали по самое некуда.
Азазелло
Азазелло - не просто личный убийца Воланда. Это ещё и демон-искуситель. Вот как его описывает Булгаков:
..маленького роста, пламенно‑рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий..."
маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно‑рыжий...
маленький, но с атлетическими плечами, рыжий, как огонь, один глаз с бельмом, рот с клыком...
Не забываем также, что именно он дал Маргарите крем, от которого она стала ведьмой. Кроме того, раз уж он демон-искуситель, он должен обладать не только стрелковыми навыками, но и подвешенным языком. Поэтому молчаливый цербер из фильма идёт на "юг" и никуда не сворачивает.
Мастер
Впервые мы его встречаем в клинике Стравинского, когда он приходит в палату к Бездомному.
бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми
карие и очень беспокойные глаза пришельца
Так же важно отметить две вещи:
1) Мастер никогда не был членом Массолита, поэтому его вряд ли бы стали разбирать на собрании. Просто он написал книгу, которую "завернули". Так что Массолит здесь не при чем.
2) Мастер сам приехал в клинику Стравинского, поскольку считал себя сумасшедшим:
— Будем глядеть правде в глаза, — и гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила. — И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва
И по этой же причине он никуда не бежит:
Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.
— Нет, — твердо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?
То есть, Мастер до определенного момента - человек сломленный. Поэтому новая версия провалилась по всем фронтам. Кстати, тут принято ругать "никакую" игру Галибина. Тогда вопрос: а как бы вы играли сломленного человека?
Маргарита
Маргарита представляет собой , по сути, двух персонажей в одном. До встречи с Азазелло это зажиточная (раз уж у нее есть деньги, чтобы отдать домашнюю работу "на аутсорс") замужняя дама, несчастная в браке. После использования крема она становится ведьмой, которая громит квартиру Латунского, затем приходит на бал, где становится королевой. Между этими событиями она встречает Мастера, которого просит вернуть после бала.
Вот как описывает Маргариту автор:
Бездетная тридцатилетняя Маргарита...
на черном ее весеннем пальто..."
"...свою руку в черной перчатке с раструбом..." "...туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками..."
.короткие завитые волосы..." "...парикмахерская завивка..."
И если с первой ипостасью так или иначе справились обе версии, то вот со второй больше всего похожа Анна Ковальчук. Чаще всего в претензию ставят, что ее Маргарита похожа на другую ее героиню - Марию Швецову. Но давайте подумаем. На что у нас Маргарита пошла ради любимого? Она по сути заключила сделку с нечистой силой, отдав свою душу. Мне кажется, это требует какого-никакого стержня.
Место действия и атмосфера
"Мастер и Маргарита " - роман о Москве 30-х годов. Значит, все должно соответствовать этой эпохе. А значит, никаких "если бы Москву строили до наших дней " и тем более - переносе в современные реалии. Любое отклонение должно вести к смене названия с припиской "по мотивам".
Также не нужно приписывать Михалфанасичу антисоветскость и диссидентство. В конце концов, кто в романе противостоял Воланду? Уж не чекисты ли? Такой ярый антисоветчик, что в романе борцами с нечистой силой сделал службы этой самой системы. И карательной психиатрии в романе не показано. Тем более - лечения электричеством.
Чего в экранизации точно не должно быть
1) Отсебятины
Отличить ее от режиссерского видения просто. Если сценарный ход не ломает атмосферу произведения, не ломает само повествования и не ломает характеров персонажей - это имеет право на существование. Если что-то одно страдает - то это отсебятина и должно быть либо вырезано, либо привести к смене названия, подчёркивая, что это отдельное произведение по мотивам.
Пример: в новой экранизации Маргарита громит квартиру Латунского в самом начале фильма. Ещё до того, как Воланд прибыл в Москву. Как она могла оставаться невидимой, если эту способность дал ей крем Азазелло ?
2) Метакомментариев и высказываний на какую-то тему
Если хотите высказаться по какой-то теме или дать на нее комментарий, то создавайте произведение с нуля и показывайте его единомышленникам. И вообще - определитесь, кто ваша ЦА. Но классику оставьте в покое. Если берётесь по ней снимать, не уродуйте ее.
Пример: в фильме американского режиссера немец смотрит на горящую Москву. Мне одному это кажется неким высказыванием?