Проблема психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста уже много лет остается актуальной в педагогических и психологических исследованиях. Многие отечественные психологи сходятся во мнении, что психологическая готовность к школе, предполагает наличие необходимого, и достаточного уровня психического развития будущего первоклассника для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе – образование многокомпонентное, об этом нам говорят многочисленные исследования таких видных ученых психологов как Л. С. Выгодского, Л. А. Венгера, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и др. Они выделяют следующие компоненты психологической готовности дошкольников к школе: интеллектуальная готовность, личностная и волевая готовность, а также уровень зрительно-моторной координации. Формирование компонентов необходимых для успешного обучения в школе, одна из приоритетных задач для педагогов дошкольного образования.
Подготовка старших дошкольников к школе должна осуществляться по различным направлениям. Для развития внутренней позиции школьника педагогу нужно решить несколько задач: сформировать у детей правильное представление о школе, положительный эмоциональный настрой и опыт учебных действий. Для этого используются беседы о школе, рисование школы, чтение литературы, игра в школу. В игре можно использовать сюжеты хороший и плохой ученик, первый урок и т. д. Экскурсии в школу и приглашение учителей в детский сад также благотворно влияет на восприятие детьми школы.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют: разучивание стихов, пересказ прослушанных сказок, наблюдения в течение дня и во время прогулок. Интерес, проявленный ребенком в какой-то деятельности тоже оказывает положительное влияние на процесс запоминания. У дошкольников доминирует непроизвольная образная память. Другими словами, дети запоминают то, что вызвало у них яркую эмоцию и глубокий интерес. У старших дошкольников развивается произвольная память. Специальные упражнения, в которых отсутствует игровой элемент и детям приходится запоминать усилием воли, способствуют развитию произвольной памяти. Существует множество игр на развитие разных видов памяти, которые можно использовать в образовании детей и в режимных моментах. Например:
- Игра «Рассказываем сказку» – развитие слуховой памяти, объема запоминания.
- Упражнение «Запоминаем слова»- развитие слуховой механической памяти.
- Игра «Загадки» – развитие слуховой памяти.
- Игра «Пересказ по кругу» – развитие слухового запоминания.
В целях интеллектуального развития ребенка и подготовки его к школе необходимо развивать познавательную активность, другими словами: удовлетворять познавательные потребности ребенка. Здесь основными являются занятия учебного типа. Именно на них ребенок учится слушать взрослого, следить за ходом его мысли, следовать указаниям, действовать по правилам, контролировать себя, проявлять самоконтроль и оценивать свои действия.
Чтобы занятия вызывали интерес у ребенка необходимо включать в них разные опыты, эксперименты, игровые приемы. Необходимо предлагать ребенку такие задания, которые имеют достаточный уровень для его мыслительной деятельности, давать дошкольнику необходимый объем информации об окружающем мире. Полезно использовать проблемное обучение, когда воспитатель создает ситуацию, при которой ребенок самостоятельно должен найти пути решения. Такое обучение активизирует мыслительные процессы, развивает критическое мышление, самостоятельность.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. В игре происходит формирование главных психических процессов. Развитие интеллекта ребенка невозможно без их достаточного развития. Используя дидактические игры, можно и нужно развивать интеллектуальные способности детей. В таких играх ребенок учится решать поставленную задачу, анализировать ситуацию. Не только дидактические, но и сюжетные игры способствуют развитию интеллекта детей.
Игры, которые можно использовать в работе: «Геоконт», «Прозрачный квадрат» «Конструктор цифр», «Четырехцветный квадрат», «Счетовозик», «Прозрачная цифра», «Ларчик», «Игровизор», «Планета умножения», конструктор цифр «Радуга».
Настольно логические игры, загадки, ребусы, шарады – все это развивает логическое мышление, память, внимание ребенка-дошкольника.
Но самое главное, нужно обращать внимание на детей, которые испытывают трудности в какой – либо деятельности. Своевременно обращаться к специалистам дошкольной организации для оказания помощи таким детям.
Еще одним из важных аспектов работы воспитателей по подготовке детей к школе – это и работа с родителями этих детей. Своевременное информирование о проблемах ребенка, проведение консультаций, знакомство с работой школы с ее сотрудниками, открытость образовательного пространства – все это снижает тревожность родителей и делает важный момент перехода их ребенка из сада в школу более спокойным.
Светлана Тришина, воспитатель, Школа № 1151
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».