Не всякий поляк знает, что последним монархом его страны был не Станислав Август Понятовский, а Николай Романов. Попробуем разобраться, почему русский император короновался на польский престол и зачем в церемонии использовали благословенный меч Римского понтифика.
За особые заслуги
Благословенный меч являлся одним из символов расположения и поддержки, который католическая церковь в лице Папы Римского вручала европейскому правителю за весомый вклад в сохранение и расширение христианского мира. Обычно меч дарили за свершившееся или планируемое присоединение земель и обращение живущих на них в христианскую веру.
Английский дипломат Эдвард Твининг полагал, что появление традиции относится к 758 году. Тогда римский понтифик Павел Первый впервые даровал благословенный меч отцу Карла Великого и первому королю франков Пипину Короткому. Для каждого нового претендента Папа выбирал новый меч из своего арсенала или заказывал оружие специально. С 1417 года традиция «награждения» благословенным мечом стала ежегодной. Его получали не только прибывшие в Рим правители. Благословенный клинок Папы Римского отправляли в качестве подарка тем, кто проповедовал и защищал на местах интересы Католической церкви и христианской веры.
Получивший оружие понтифика становился символом «вооруженной руки» истинного защитника веры – Папы. Использование меча отсылало к библейскому эпизоду, когда Святой Петр, держа меч в руке, пытался помешать аресту Христа и предотвратить гибель Спасителя.
Хроники Бранденбургской реликвии
Судьба меча, которым короновали русского императора Николая Первого, в европейских хрониках прослеживается довольно четко. Первым его получил в 1460 году курфюрст Бранденбурга Альбрехт Третий из рук Пия Второго. Клинок был подарен Альбрехту в благодарность за согласие участвовать в крестовом походе против Турции. Затем в 1506 году Папа Юлий Второй «передарил» меч шотландскому королю Якову Четвертому. В 1683 году Бранденбургский клинок за противостояние турецкой агрессии в Польско-турецкой войне 1672-1676 гг. получил польский король Ян Третий Собеский. Подарок этому правителю Речи Посполитой сделал Папа Иннокентий Одиннадцатый.
С конца XVII века реликвия хранилась в Несвижском замке – родовой резиденции Радзивиллов. В 1812 году ее в качестве военного трофея привезли в Россию. Долгое время меч находился сначала в Царском Селе, потом – в Эрмитаже. 24 марта 1829 года Бранденбургский клинок использовали в церемонии коронования на польский трон российского императора Николая Первого. Только после революции, в 1924 году реликвию вернули Польше.
Последний король Царства Польского
Чтобы понять, почему русский император короновался на польский престол, необходимо вспомнить исторический контекст. По распоряжению Венского конгресса 1815 года Великое Герцогство Варшавское присоединили к России. Автономное Царство Польское в составе Российской империи сохранило сейм (законодательный орган государственного управления), армию и денежную единицу. Но главное – собственную конституцию. Именно из нее следовало, что русский царь должен пройти специальную церемонию коронации на территории Польского Царства. Это являлось одним из условий автономности. Александр Первый так и не решился взойти на польский престол, а вот Николай Первый счел необходимым придерживаться польской конституции.
Коронация на польский престол Николая Первого являлась грамотным политическим шагом. Она подчеркивала единение русских и поляков в борьбе с турецким игом. Стоит сказать, что Николай Первый очень чтил польского короля Яна Собеского. Настолько, что даже повелел возвести для хранения урны с сердцем Собеского отдельный Мавзолей в варшавском Костеле Капуцинов. На памятной табличке Ян Собеский был назван «предшественником» Николая Первого. Таким образом, Собеского и Романова объединяла важная миссия – «борьба с турками» и защита христианской веры. В знак уважения русский император повелел использовать во время коронации тот самый меч, который Ян Собеский получил от римского понтифика за победу над турками под Хотином.
Восхождение русского правителя на польский престол в 1829 году оказалось первым и единственным. После подавления народного восстания в Польше в 1832 году Николай Первый заменил Конституцию Органическим статутом, который объявлял Царство Польское неотделимой частью Российской империи и упразднял такие элементы польской государственности, как сейм и собственная армия. Хотя новый документ декларировал свободу вероисповедания, в нем подчеркивалась значимость покровительства Римско-Католической церкви.