Выпускников педвузов стараются заманивать в школы, обещая зарплаты в 50 000 рублей. Для региона это неплохо. Но придя в школу, молодые учителя обнаруживают, что за эти деньги им надо работать на 1,5-2 ставки, брать классное руководство, вести кружок, активно участвовать в различных школьных мероприятиях или выполнять дополнительно какие-нибудь административные функции.
Прожить на 20 000 рублей (примерная ставка) нельзя, поэтому приходится отрабатывать всё то, что позволяет получать те самые 50 тысяч рублей. В таком режиме уже забывается желание научить детей любимому предмету. Просто хочется всё успеть переделать.
Дом, быт, личная жизнь - всё это не для учителей. На это просто нет времени. Но помимо физической нагрузки существует и огромная психическая. Учителя-предметники работают с подростками. Родители с ума сходят от собственных детей, когда они входят в этот возраст, а тут их целые классы. И каждый ребёнок со своим настроением, проблемами, причудами.
Молодые педагоги, немного поработав в муниципальной школе, начинают искать альтернативы. Кто-то уходит в частную школу, кто-то в дополнительное образование, кто-то в репетиторство. А некоторые вообще меняют сферу деятельности, разочаровавшись в работе учителя.
Есть выпускники, которые идут в педагогический университет, искренне мечтая учить детей, привить любовь к тому предмету, который собираются преподавать. Когда они сами были школьниками, то видели лишь вершину айсберга работы учителя. А потому профессию романтизируют. Столкнувшись с реальностью, молодые педагоги обнаруживают, что процесс обучения - это капля в море всей работы. Не каждый готов с этим смириться.
Обсуждая проблему нехватки педагогических кадров, многие сходятся в одном: надо больше платить учителям за одну ставку. Смогла бы высокая зарплата удерживать молодых специалистов в школе? Возможно. Но только в том случае, если эта зарплата не будет зависеть от допнагрузки.
Учителей необходимо максимально разгрузить, оставив им только образовательный процесс. Если убрать миллионы отчетов и формуляров, появится время на внимание и к отстающим ученикам, и к тем, кто проявляет повышенное внимание к предмету. Гораздо эффективнее нанять в штат несколько человек, которые будут заниматься статистической работой: переносить оценки из школьного журнала в электронную форму, готовить отчеты по успеваемости и т. д. Разумеется, необходимо полностью исключить работу, связанную со сбором информации по семье. Если какие-то граждане вызывают сомнения, то это уже дело компетентных органов, но не школы.
От учителя будет гораздо больше пользы в воспитательной работе, если он просто будет иметь время на общение со школьниками. Многие преподаватели искренне любят педагогическую деятельность и детей. И они бы рады были проводить свободное время со своим классом. Но его у них просто нет. Вместо этого им необходимо заполнять таблички о родителях, о внеурочной деятельности школьников и о их занятости на каникулах, и ещё много чего ненужного, что ни к воспитанию, ни к обучению отношения не имеет. Одними урочными разговорами о важном детей не воспитать.
Когда же чиновники это всё поймут?