(я надеюсь, все уловили отсылку?)
Вопрос защиты войск и техники от небольших FPV-беспилотников сейчас является одним из ключевых на поле боя. Уже невозможно отрицать, что легкие тактические дроны полностью изменили характер современной войны; как разведкой и целеуказанием, так и нанесением высокоточных ударов по технике, укреплениям и даже отдельным пехотинцам (что с учетом низкой стоимости дронов и высокой стоимости пехоты, делает будущее «boots on the ground»... неопределенным)
На данный момент не существует однозначного решения проблемы борьбы с легкими FPV-беспилотниками. Традиционная ракетно-пушечная ПВО попросту неэффективна — не говоря о том, что катастрофически неэкономична — против таких легких и малозаметных целей, оперирующих в основном на сверхмалых высотах. Ставка на средства РЭБ ожидаемо привела к усложнению радиоэлектронной защиты дронов, появлению тяжелых дронов-ретрансляторов, и (по имеющимся данным) к появлению ударных дронов с алгоритмами захвата и автоматического сопровождения цели (то есть оператору достаточно указать дрону, какую группу пикселей «вести», и далее дрон заходит на цель автоматически).
Значительно более перспективной представляется энергетическое оружие. Во многих странах — в первую очередь, в США, Великобритании и Китае - идет активная работа над мобильными тактическими лазерами и мазерами (генераторами когерентного микроволнового излучения). По некоторым данным, армия США на Ближнем Востоке в мае 2024 провела полевое развертывание боевых лазерных установок P-HEL (англ. Palletized High Energy Laser — Паллетный Высокоэнергетический Лазер), и использовала их против неприятельских беспилотников «с воодушевляющими результатами». Тем не менее, этот подход является не единственным, и многие специалисты отдают предпочтение более «кинетическим» средствам поражения.
Одним из таких «кинетических» средств является американская система «Howler» (англ. ревущий; завывающий) на основе миниатюрного беспилотного перехватчика «Койот», компании «Raytheon». Эта система в армии США обозначается как C-UAS, что расшифровывается как Counter Unmanned Air Systems (англ. Противодействие Беспилотным Воздушным Системам). Система эта не самая новейшая — принята на вооружение она была еще в 2019 году — но не слишком «известная» и до последнего времени остававшаяся «в тени» более известных комплексов.
ИСТОРИЯ:
Что особенно иронично, изначально «Койот» вообще не был военной машиной. Этот легкий беспилотник был разработан компанией «Advanced Ceramic Research» из Аризоны по заказу... Национального Управления Океанографических и Атмосферных исследований (англ. NOAA — National Oceanic and Atmospheric Administration). В распоряжении агентства находится небольшой флот переоборудованных противолодочных самолетов типа WP-3D «Орион» (известных как «Hurricane Hunters» — охотники за ураганами) используемых для сбора метеорологических данных в тропических циклонах. И в 2007 году специалисты NOAA решили дополнить оснащение этих летающих лабораторий миниатюрными одноразовыми дронами, которые можно будет сбрасывать в ураган для сбора данных на разных высотах.
«Advanced Ceramic Research» справилась с задачей, разработав очень компактный (длиной менее 1 метра) и легкий (весом всего 5,9 кг) складной беспилотник, вмещавшийся в пусковые трубы для гидроакустических буев — унаследованные «охотниками за ураганами» от противолодочных «Орионов». Названный «Койот», беспилотник оснащался складным тандемным крылом, складным вертикальным оперением и складным же хвостовым пропеллером: на хранении, все они складывались вокруг цилиндрического корпуса, и в таком виде помещались в пусковую трубу самолета. После сброса, пружинный механизм раскладывал крылья, оперение и лопасти пропеллера, запускался электромотор, и «Койот» приступал к выполнению полетного задания.
Скорость полета «Койота» составляет 102 км/ч (55 узлов) с возможностью коротких рывков до 130 км/ч (70 узлов). Запаса энергии хватает на 2 часа полета. Беспилотник может удаляться от носителя на расстояние до 130 километров без проблем со связью. Впервые, «Койоты» Блок 1 были использованы NOAA при изучении урагана «Эдуард» в 2016 году.
Успехи небольшой аризонской компании в разработке миниатюрных беспилотников привлекли внимание сначала концерна BAE Systems (который приобрел ее в 2009 году под именем «Sensintel», но затем продал обратно прежним владельцам), а затем и военно-промышленного гиганта «Raytheon Companies». Который приобрел «Sensintel» в 2015 году, включив ее в состав своего подразделения «Raytheon Missiles & Defenses».
В 2016 году, армия США выдала «Raytheon» заказ на разработку новой зенитной системы малой дальности и малой высотности; то есть специально приспособленной для борьбы с БПЛА. Гигантская корпорация не стала изобретать велосипед, и попросту переработала для военных целей уже серийно выпускающийся «Койот». В военной версии («Койот» Блок 1B) место телекамер заняла миниатюрная радарная головка самонаведения, наводящаяся на отраженный от цели сигнал наземного радара, а место научной аппаратуры — компактная боевая часть направленного действия. Для запуска «Койота» Блок 1B была разработана контейнерная пусковая установка с пневматической катапультой Испытания комплекса C-UAS состоялись в 2018 году, и он был принят на вооружение сначала Корпусом Морской Пехоты, а затем и армией США в интеграции с радаром KuRFS под обозначением «Howler». Начальная боевая готовность комплекса была достигнута в 2019 году — спустя всего полтора года после принятия на вооружение.
На этом, впрочем, «Raytheon» не остановилась. Прекрасно понимая, что переоборудованный гражданский дрон с электромотором это «не совсем то», что хотели военные, фирма занялась разработкой следующего поколения «Койотов». И в 2020 году представила на испытания «Койот» Блок 2.
Беспилотный перехватчик «Койот» Блок 2 представляет собой радикальную переработку базового «Койота». Форма и размеры фюзеляжа остались прежними — но полностью изменено оперение. «Койот» Блок 2 оснащен не-складывающимся Х-образным крылом из четырех аэродинамических гребней, и Х-образным же раскладным оперением в хвостовой части:
Полностью изменена была двигательная установка. Запуск «Койота» осуществляется с помощью твердотопливного ускорителя с четырьмя соплами, смонтированными между плавниками хвостового оперения. Маршевым же двигателем является миниатюрная газовая турбина (на стандартном авиационном топливе JP-10), обеспечивающая БПЛА скорость полета до 550 км/ч, маневрирование с перегрузкой до 6+ g и продолжительность полета до 4 минут.
Боевая нагрузка «Койота» Блок 2 представлена в двух вариантах:
* Миниатюрная осколочно-фугасная боевая часть направленного действия весом около 1,8 кг (4 фунта) с неконтактным радиовзрывателем. Боевая часть формирует узкое коническое поле осколков, направленное прямо вперед, с минимальным радиусом разлета в стороны.
* «Некинетическая» радиоэлектронная боевая часть, предназначенная для подавления каналов управления неприятельского БПЛА при близком пролете. Эта боевая часть предназначена для поражения неприятельских БПЛА в непосредственной близости от дружественных объектов или персонала.
Система наведения «Койота» использует командное наведение (с отслеживанием перехватчика и цели наземным радаром) для сближения, и собственную пассивную радарную головку самонаведения беспилотника для точного выхода на цель. В случае, если первая атака была безуспешной, промахнувшийся «Койот» в состоянии несколько раз повторить заход на цель, пока не уничтожит ее. Также, «Койот» может использоваться в режиме барражирования — патрулируя в заданной области до обнаружения неприятельского БПЛА, либо до истощения запаса топлива.
Запуск «Койота» осуществляется из горизонтальной контейнерной пусковой установки. Перед запуском, пусковая установка приподнимается на угол до 45 градусов. Пусковые установки существуют как в перевозимом (блок из четырех контейнеров и системы питания на стандартной паллете), так и в мобильном — в виде дополнения к дистанционно управляемой модульной турели RIWP (англ. Reconfigurable Integrated Weapon Platform) компании «Moog, Inc».
Слева-направо: 4-х контейнерная перевозимая пусковая установка; объединенные РЛС KuRFS-М и 2-х контейнерная пусковая установка на шасси бронеавтомобиля M-ATV; перевозимая РЛС наведения KuRFS-T
Наведение «Койота» осуществляется с помощью РЛС Ku-диапазона (длина волны 2,5 — 1,67 см) известной как KuRFS — Ku (band) Radio Frequency Sensor (англ. Частотный Радио Сенсор Ku-диапазона). Разработанный инженерами «Raytheon» этот радар с фазированной антенной решеткой обеспечивает 360-градусный обзор и в состоянии обнаруживать и отслеживать лучом даже такие миниатюрные объекты как 9-мм пуля.
РЛС KuRFS на мачте, с блоком питания рядом.
Радар KuRFS существует в двух версиях; перевозимая (т.е. не способная работать в движении) KuMRFS-T на стандартной паллете, и мобильная KuMRFS-M. Вторая монтируется на шасси стандартного внедорожного автомобиля M-ATV армии США. Согласно имеющимся данным, радар способен выполнять поиск, отслеживание и целеуказание по миниатюрным FPV-дронам в радиусе до 15 километров, а также засекать крупные пилотируемые летательные аппараты — хотя это и не является его основной задачей — в радиусе более 100 километров.
На испытаниях, KuRFS успешно прошел «стресс-тест», отслеживая одновременно рой из 30 миниатюрных беспилотников на дистанции 10 километров. Хотя дроны непрерывно и хаотично маневрировали, пытаясь сбить систему с толку, радар ни на долю секунды не терял отслеживаемый трек ни одного дрона.
В настоящее время, эта РЛС интегрирована с более чем 15 различными системами вооружений — включая наземную версию флотской автопушки «Фаланкс» (известную как C-RAM — Counter Rocket, Artillery, Mortar, т.е. Противодействие Ракетам, Артиллерии, Минометам), 12,7-мм пулеметы и 30-мм автоматические пушки, и экспериментальные лазерные установки. Интересно отметить, что сам KuMRFS управляется полностью дистанционно, через цифровую систему связи и управления полевой противовоздушной обороны армии США FAAD C2.
KuMRFS-M на шасси миноустойчивого бронеавтомобиля M-ATV.
Также система в состоянии взаимодействовать с иными средствами обнаружения и целеуказания — такими, как РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-50, электрооптической/инфракрасной камерой EO/IR с возможностями визуального поиска и сопровождения цели, и станцией радиоэлектронной разведки/борьбы CUAEWS DF (способной обнаруживать неприятельские БПЛА и выдавать по ним целеуказание). Все вместе, эти компоненты составляют комплекс LIDS (англ. Low (Slow, Small UAS) Integrated Defeat System — Интегрированную Систему Противодействия Низколетящим (медленным, маленьким, беспилотным) целям)
В настоящее время, «Raytheon» работает над третьим поколением «Койота» — Блок 3. На нем предполагается вернуться к электромотору, но сделать беспилотник более многофункциональным, ориентированным на многоразовое применение (поражая цели преимущественно «не-кинетической» боевой частью и приземляясь на парашюте), а также запуск с различных типов мобильных платформ — таких, как беспилотные катера и крупные беспилотные летательные аппараты, развернутые впереди основных сил.
Первоначально, интерес к «Howler» C-UAS был довольно ограничен. До 2022 года армия и КМП США заказали лишь несколько дюжин комплексов и несколько сотен перехватчиков Блок 1/2. Однако, в связи с осложнением мировой политической обстановки (а также в связи с наглядной демонстрацией эффективности FPV-дронов в военных конфликтах), в последние годы интерес к системе резко возрос.
В декабре 2023 года, Пентагон опубликовал планы дальнейших закупок системы, которые нельзя охарактеризовать иначе как «масштабные». С 2025 по 2029 год, фирма «Raytheon» должна поставить армии США:
* 252 перевозимые пусковые установки
* 25 мобильных пусковых установок
* 118 перевозимых радаров KuRFS-T
* 33 мобильных радара KuRFS-M
* 6000 перехватчиков «Койот» Блок 2
* 700 перехватчиков «Койот» Блок 3
Кроме вооруженных сил США, интерес к «Койоту» проявил Катар. В 2022 году был подписан контракт на поставку Катару десяти стационарных комплектов системы и 200 перехватчиков «Койот» Блок 2.