В свое время практика избавляться от лишних ртов бытовала практически у всех народов. Древние славяне и германцы относили неспособных трудиться стариков в зимний лес, арабы до пророка Мухаммеда зарывали новорожденных девочек в землю. Но это происходило очень давно, когда сельское хозяйство было примитивным, и таким образом люди пытались обеспечить собственное выживание в условиях дефицита ресурсов.
По иронии судьбы в стране восходящего солнца этот обычай возник очень поздно, когда во всем мире о нем давно уже совершенно забыли. Это случилось в 16-17-м веках, когда численность населения на островах достигла своего исторического максимума. Земледелие, хоть и было довольно развитым, но в тяжелые годы не могло прокормить всех нуждающихся.
В таких условия японцам пришлось принимать крайние меры, и они были вынуждены избавляться от своих стариков. Наиболее часто такое случалось в горной местности, где объективно сложно обеспечить себя стабильным питанием, а купить его возможности не было.
Сложилась традиция относить престарелых родителей подальше от дома, куда-то в пересеченную местность, чтобы старики не смогли вернуться. Наиболее часто для этого использовалась гора Убасуте-яма, расположенная в центральной части густонаселенного острова Хонсю. Ее название переводится, как «отказ от старухи».
Если верить легендам, то старики не протестовали, не призывали к родственным чувствам, не вспоминали свои былые заслуги, а стоически принимали свою судьбу. В их гиперколлективистской культуре вообще принято постоянно трудиться, поэтому пожилой человек перестает чувствовать себя важным и нужным членом общества, если он в связи с возрастом уже не может работать.
Японцы вообще очень дисциплинированная и гордая нация, поэтому убасутэ считалось достойным способом спокойно уйти. И когда наступало время, многие старики сами намекали своим близким, чтобы те отнесли их куда-нибудь на гору или в далекий лес.
Один из сыновей сажал мать или отца в корзину, взваливал ее на спину и отправлялся на гору Убасутэ или в любое удобное место, в зависимости от того, где он жил. Так как Япония не самая холодная страна, кончина обычно наступала не от плохой погоды, а от голода в результате невозможности или нежелания вернуться.
В большинстве преданий аксакалы свою судьбу принимали с достоинством, понимая, что с ними их семье будет сложно выжить. Поэтому в самой популярной сказке на эту тему мать главного героя по пути на гору срывает ветки и бросает их на землю, чтобы сыну было проще вернуться домой. Однако, тот был так впечатлен заботой ветхой старушки, что расплакался и понес ее обратно.
Историки до сих пор спорят, существовала ли практика убасутэ в реальности или же все легенды о ней целиком и полностью выдуманы. В пользу второго говорит средневековое и более позднее японское законодательство, которое предусматривало самые суровые наказания за преступления против стариков.
Кроме этого, моральные концепции конфуцианства, равно как и синтоизма, основаны на глубоком почтении к предкам и своим родителям. Поэтому есть версия, что «отказ от старухи» – это просто распространенный, но вымышленный фольклорный мотив, который пришел в Японию в готовом виде из Индии посредством буддизма.
Это все хорошо, если бы убасутэ очень часто не встречалось в современной стране восходящего солнца. Здесь очень высокая продолжительность жизни, а учитывая график и интенсивность работы японцев у них просто нет ни времени, ни желания, чтобы следить за своими стариками. При этом, отдавать их в дома престарелых считается глубоко аморальным. Вот почему здесь много брошенных пожилых людей, которых оставляют в полном одиночестве в квартирах или холодных сельских домах.
Кроме того, нападения на своих престарелых родственников с летальным исходом считаются довольно частым явлением, чтоб они были замечены. По статистике, количество инцидентов сильно выросло во время эпидемии короновируса, когда многие люди были вынуждены работать из дома.