3 сентября 1931 года началось строительство канала имени Москвы. Естественно, что любой крупный город рано или поздно начинает испытывать проблемы с водой. В этом смысле мне повезло жить в Иркутске. Конечно, сегодня пить воду из Ангары в черте города мало кому придет в голову. Но в целом вода у нас чистая и вкусная. Ну а для многомиллионной Москвы это к 30-м годам ХХ века стало и вовсе настоящей проблемой. Курировал проект Л.М. Каганович. Решение же его было в общем-то очевидно. Соединить город с Волгой. Даже лозунг придумали: «Исправим ошибку природы - заставим Волгу течь мимо Кремля».
Каганович приступил к решению вопроса весьма энергично. Организовали Дмитлаг с десятками тысяч заключенных. Многие так и остались там на берегах строящегося канала. Иногда называются фантастически цифры погибших при строительстве - до 2000 человек на каждый километр. То есть 2 человека на метр. Но официальные цифры в районе 25 тыс. чел. На 128 км. Глубина канала не менее 5,5 метров, а ширина - 85 метров и больше. Но вода туда течет не самотеком, а закачивается мощнейшими насосами. Плюс более десяти шлюзов, многие из которых произведение искусства. Например, до сих пор на одном из шлюзов установлен памятник Ленину гигантской высоты. А до начала 60-х напротив «стоял» Сталин. Но затем его убрали. Причем там целая эпопея была. Сначала хотели убрать тракторами, но в итоге пришлось взрывать.
Значение канала для Москвы понимали и немцы. В годы войны здесь шли ожесточенные бои. Из-под Дмитрова началось и наступление Красной армии. Ну а в наши дни канал - это первый этап для всех, кто совершает круизы по рекам из Москвы.
Вопрос же будет такой. Однажды (во время борьбы с высоченной аварийностью на железных дорогах) Л.М. Каганович сказал, что каждая авария имеет… Что же?
Желаю успеха!