Найти тему
Порцелиновый фан

Шобанов Александр Иванович (1913-1991). Скульптор. Загадка на загадке...

В каком-то смысле Александр Иванович Шобанов - человек-легенда, создатель самого массового послевоенного чайно-кофейного фасона от Вербилок - фасона "Стандарт". Он же - человек, фамилию которого даже в документах постоянно путали: писали то Шобанов, а то Шабанов. Человек, ни одной фотографии которого я не отыскал в интернете... И отчаявшись, бросил клич в группу "Подслушано Вербилки" во ВКонтакте. И что вы думаете? Отозвались! Так что теперь в интернете фото А.И. Шобанова есть!

Фотографией поделилась Светлана Ильина из группы "Подслушано Вербилки" во ВКонтакте. Фото неизвестных лет, явно из книги или журнала.
Фотографией поделилась Светлана Ильина из группы "Подслушано Вербилки" во ВКонтакте. Фото неизвестных лет, явно из книги или журнала.

Уроженец Вербилок, родился в 1913-м году. В 1933-м окончил школу ФЗО (фабрично-заводского обучения - предтеча ПТУ и колледжей) при Дмитровском фарфоровом заводе. В 1934-м был призван в Красную Армию. Очевидно, отслужил. Работал на фарфоровом заводе, во время ВОВ был вновь призван, по-видимому, закончил какие-то курсы и получил звание лейтенант. Командир взвода. Служил на Северо-Западном фронте. Навряд ли участвовал в каких-то серьёзных боестолкновениях, поскольку свою единственную награду, полученную во время ВОВ - медаль "За Отвагу" (не считая медали "За победу над Германией") получил лишь в конце войны - в качестве уполномоченного по сбору трофейного вооружения от 645-го арт. полка 152-й стрелковой дивизии.

-2
Документ взят с сайта "Подвиг народа". О награждении лейтенанта "Шабанова А.И. медалью "За Отвагу".
Документ взят с сайта "Подвиг народа". О награждении лейтенанта "Шабанова А.И. медалью "За Отвагу".

После демобилизации вернулся на родной завод.

Если верить книге "Вербилки: страницы истории. Люди. Судьбы." (автор - Кравцова Ю.Н.), в школе ФЗО ...была организована "скульптурная группа, в которой с ребятами занимался А.И.Шобанов... Среди его учеников были А.П.Каравашкин и В.Г. Малышев – лучшие модельщики завода. Каравашкин внёс много ценных рацпредложений, внедрение которых дало значительный экономический эффект. Малышеву было присвоено почётное звание «Заслуженный работник лёгкой промышленности."

Тут хочется в удивлении воскликнуть: "Ну как же так! Ученику Шобанова Малышеву присвоено почётное звание, а Шобанову почётного звания пожалели!?"

История с созданием фасона "Стандарт" весьма загадочна и запутана. В одной из кратких биографий А.И. Шобанова (а других и нет) сказано, что творческую работу в Вербилках он начал в 1949-м году. С другой стороны - фасон "Стандарт" официально был создан в 1946-м году, и его создателем записан А.И. Шобанов. Чем примечателен 1946-й год? Тем, что именно в этом году керамические предприятия страны переходят с чисто военной и "индустриальной" промышленной продукции (изоляторы для линий электропередач, свечи зажигания для автомобилей, вкладыши для ламп) на выпуск долгожданных гражданских изделий (посуды, статуэток и пр.). И очень странен тот факт, что человек, недавно демобилизованный, не имевший навыков создания посудных форм, в качестве первой же своей самостоятельной работы предлагает невероятно удачный фасон (чайник с крышкой, сахарница с крышкой, молочник\сливочник, чашка, блюдце, тарелка, затем маслёнка, блюдо, полоскательница), который станет основой для множества сервизов завода не менее чем на тридцать последующих лет! При этом создателя фасона никак не чествуют, не рекламируют, как бы его стесняясь... Вот такая загадка.

Какие есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ объяснения такой странной недооценки работы скульптора?

1. А.И. Шобанов - гениальный самоучка, человек невероятной скромности. Из тех, что никогда не надевают наград, даже боевых, и даже в торжественных случаях. Просто невероятно талантливый трудяга с задатками гениальности. Тогда, правда, непонятно, почему за трудовую деятельность он разработал так мало оригинальных посудных форм? Особенно в сравнении с иными плодовитыми скульпторами...

2. А.И. Шобанов, создав свой первый и абсолютно удачный фасон, возгордился, стал вести асоциальный образ жизни, был снят со всех Досок почёта (поэтому и фотографий с ним теперь не сыскать) и с тех пор его имя редко упоминается в прессе. Сомнительный вариант.

3. А.И. Шобанов - человек случайный. Которого, как фронтовика, решили поддержать на заводе, записав готовый "ширпотребный" фасон на его имя. Сделали на него ставку, в надежде на его активную работу в будущем, но ставка не сыграла - он показал себя человеком ленивым и неумелым. Но такой вариант можно объяснить только одним - фасон "Стандарт" был создан не им, и даже ни каким-либо иным скульптором Вербилок, и даже не в России, и даже не в СССР. После ВОВ из германских фарфоровых заводов в качестве контрибуции были отобраны и вывезены в СССР различные готовые формы как под отдельные предметы посуды, так и формы под целые фасоны. Таким образом много "новых" форм появилось в Дулёво. Знаменитый фасон "Бутон" ("Красный тюльпан") от Барановки также имеет германское происхождение. Могли ли готовые формы простого, "народного", нигде ещё не "засветившегося" фасона быть вывезены из Германии, чтобы организовать его производство в Вербилках? Вариант ещё менее сомнительный...

Второй и третий варианты можно считать наветами, но возникла странная ситуация, при которой и в "шестидесятые", и в "семидесятые" годы искусствоведы и журналисты, описывая работу предприятия в Вербилках, с восхищением перечисляли формы и фасоны, созданные такими скульпторами посудных форм, как Ю.Б. Ганрио и В.Н. Ольшевским, а про А.И. Шобанова или "забывали" вообще что-либо сказать, либо перечисляли его через запятую с несколькими совершенно ничего не говорящими фамилиями (мол, есть в Вербилках и такой)...

С другой стороны, очень не хочется думать, что чисто русскую шаровидную форму предметов чайного сервиза с чисто Советским подходом к красоте на основе простоты (а значит и дешевизны в производстве) и функциональности, апофеозом которой служит стандартизация крышек для чайника и для сахарницы, создали не русские люди, а иные.

Так что буду придерживаться официальной версии: легендарный фасон "Стандарт" (на предприятии его знали под номером 283) - создал всё-таки Александр Иванович Шобанов.

Внимательно пересмотрев вербилковские формы, созданные в 1930-е годы, и учтя ситуацию с переделанным гарднеровским сервизом (о чём читайте ниже), моя ВЕРСИЯ создания фасона "Стандарт" такова. Как только в 1946-м году производство посуды в Вербилках было возобновлено, возникла острая необходимость наладить производство самых простых посудных форм, причём их нужно было изготавливать в больших количествах - дабы удовлетворить бешеный спрос на посуду, порождённый годами Войны. При этом не забывая о том, что денег у населения практически нет. Т.е. посуда должна быть очень дешёвой. Скульпторов с высокой квалификацией можно было искать долго и днём с огнём. Но вот пришёл с войны сравнительно молодой Шобанов (в 1946-м ему было 33 года). Перед ним поставили форму от Вербилок 1930-х годов, которую создал скульптор К.Г. Тихонов, и предложили эту форму упростить насколько возможно. Форма была "русская" - тяготеющая к шару, одновременно имела черты упрощённого АМПИРА: короткая круглая ножка предметов, вытянутый ввысь носик молочника\сливочника, вытянутые вверх ручки, заострённый копьеобразный хват на крышках. Всё, что нужно было сделать Шобанову - это переделать уже готовый, зарекомендовавший себя фасон. А это всегда проще, чем делать фасон "с нуля".

Сервиз "Искусство народов СССР". 1939. Выполнен на основе "ампирной" формы К.Г. Тихонова. Кстати, ручки у фасона "Стандарт" стали чуть ниже, но общая форма со "стопором" под палец" сохранилась. Короткая ампирная ножка была удалена, хват на крышках из копьевидной формы был переделан в "шишечку", носик молочника\сливочника стал существенно ниже. Ещё несколько мелких переделок - и здравствуй, новый фасон!
Сервиз "Искусство народов СССР". 1939. Выполнен на основе "ампирной" формы К.Г. Тихонова. Кстати, ручки у фасона "Стандарт" стали чуть ниже, но общая форма со "стопором" под палец" сохранилась. Короткая ампирная ножка была удалена, хват на крышках из копьевидной формы был переделан в "шишечку", носик молочника\сливочника стал существенно ниже. Ещё несколько мелких переделок - и здравствуй, новый фасон!

И тут... Иногда сидишь-сидишь, бьёшься над решением задачи, и ни черта не выходит, а иногда - на вдохновении - с лёгкостью выполняется казалось бы неподъёмная работа. Видимо, вдохновение на Шобанова тогда и снизошло - он настолько "упростил" бывшие ампирные формы, что получился совершенно новый оригинальный, очень эффектный на вид, при этом простой в изготовлении фасон. Ниже в трёх галереях представлены различные сервизы, созданные на основе его фасона...

В "восьмидесятых" "Стандарт" в какой-то степени стал анахронизмом, но в конце "сороковых", в "пятидесятых" и даже в "шестидесятых" годах сервизы на данном фасоне были настоящей палочкой-выручалочкой, особенно для тех, кто хотел встречать гостей праздничным чаепитием, но больших денег не зарабатывал. Наиболее частыми покупателями сервизов на данном фасоне были жители Центральной России.

В галерее ниже представлены наиболее известные росписи на форме "Стандарт", за которыми до сих пор гоняются любители фарфора...

Есть ещё одна история, связанная с А.И. Шобановым, и тоже неоднозначная - история о создании фасона "Цилиндрический". Фасон интересный, но всё дело в том, что он неоригинальный - это переделка гарднеровского сервиза КЛАССИЧЕСКОГО стиля как минимум XIX-го (но вполне возможно, что и конца XVIII-го) века. Цилиндрические чашечки намекают на эстетику Франции, где такая форма ("литрез") считается народной.

В начале "пятидесятых" годов XX-го века гарднеровские формы вынули из каких-то дальних закоулков, где они хранились, и на этих формах создали новый сервиз. Предметы имели КЛАССИЧЕСКИЙ рельеф в виде листьев аканта и рифлёную поверхность. Гарднеровские сервизы комплектовались подносом, но в XX-м веке поднос убрали, а доукомплектовали тарелками фасона "Стандарт" в единой росписи с другими предметами. Посуду расписали исключительно золотом. В результате получился великолепный образец СТАЛИНСКОГО АМПИРА. Выходило, что А.И. Шобанов также "поучаствовал" (тарелками) в создании этого сервиза. Официальное название, придуманное для данного сервиза в Вербилках - "Соломенная грань" ("Соломка").

С моей точки зрения - может быть и правильно сделали, что в сервизе "Соломенная грань" поднос заменили тарелками, но уж тарелки-то должны были бы (по-хорошему) сделать заново - специально под этот фасон, в единой стилистике с другими предметами - с рельефом и рифлёной поверхностью. Такой сервиз всегда актуален - и 200 лет назад, и 100 лет назад, и сейчас...

А затем тот же гарднеровский фасон уже в эпоху МИНИМАЛИЗМА решили модернизировать по клише 1946-го года, то бишь упростить всё до крайности, убрав с предметов весь рельеф. Полагаю, что "мотором" всей затеи выступил главный художник предприятия - Е.П. Смирнов, а исполнителем был назначен А.И. Шобанов. Таким образом упрощённый гарднеровский фасон был записан на его имя.

В 1956-м году Е.П. Смирнов расписал сервиз золотыми звёздочками (снежинками) по крытью тёмно-синего кобальта. Роспись в достаточно "русском" стиле (золотом по подглазурному кобальту), которое можно было представить одновременно и как зимнюю ночь с летающими снежинками, и как звёздное небо. Всё это вписывалось в моду той поры, когда только и говорили, что о покорении космоса (первый искусственный спутник Земли был запущен в СССР 4 октября 1957-го года). Особо не мудрствуя, сервиз был назван "Снежок" ("Золотые снежинки").

...и на выставке ВДНХ, состоявшейся в 1959-м году авторы сервиза получили по медали и по ценному призу!

На той же форме в начале 1960-х в Вербилках были созданы ещё несколько сервизов (росписей). Но такие упрощённые формы в продаже "не пошли" - потребители ценили тот, первый сложный вариант. Утратив рельеф, фасон "потерялся". "Нового" сервиза не получилось - дважды в одну воду войти не удалось: вся обводка предметов осталась той же, что и была - контуры вполне узнаваемы. Возможно, именно "вторичностью" определялся тот скепсис, с котором относились к Шобанову часть искусствоведов и журналистов тех времён.

Что касается сервиза "Белорозовый", о котором также говорится в тексте награждения медалью ВДНХ, я не очень понимаю само наименование "сервиз" применительно к скульптору - поскольку Шобанов всё-таки не художник по росписи. Единственное, что приходит в голову - простая роспись в бело-розовой гамме его известнейшего фасона. Такую роспись (где нет особой художественной росписи - всего лишь градиентное крытьё, сделанное аэрозолью - вполне в духе Вербилок кузнецовской поры, и простой рисунок золотым штампиком) мог предложить и скульптор-модельщик. В галерее ниже в такой росписи представлены кофейный и чайный сервизы, созданные на основе фасона "Стандарт". В чайном варианте интерес представляет полоскательница - невероятно редкая вещь для данного фасона.

Созданная А.И. Шобановым в "пятидесятых" большая ваза (высотой 48,0 см.) достаточно стандартна по форме. Цветочная роспись А.А. Чекулиной также не удивляет. А вот ваза "шестидесятых" годов "В космос", расписанная Е.П. Смирновым, имеет все черты МИНИМАЛИЗМА...

Набор "Спортивный". 1960-е (середина?). Любопытная форма. Что-то в ней есть от "Стандарта", но это, конечно, шаг вперёд. Простота и оригинальность сохраняется. Но массово такой сервиз не выпускался, иначе сейчас он хотя бы там и сям, но попадался бы на вторичном рынке. Но нет!

Предметы набора "Спортивный". 1960-е. Автор фасона - Шобанов А.И.
Предметы набора "Спортивный". 1960-е. Автор фасона - Шобанов А.И.

Интерес представляет также форма, созданная А.И. Шобановым для сервиза "Праздничный" 1969-го года. Фасон создан в ультрамодной на тот момент в СССР эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, и расписан в характерной для "юбилейных" лет (1967-1970) красно-золотой гамме. Напомню - в 1969-м году на керамических предприятиях СССР вовсю готовились к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1870-1970). Эта дата стала апофеозом празднеств, и о следующей юбилейной дате - 50-летию образования СССР, уставшая от застолий страна словно бы позабыла. Впечатляет единая эстетика с акцентом на форму ручки. Мне такие сервизы кажутся немного "детскими", но такова была общая тенденция посудных форм тех лет. На ЛФЗ подобные формы в "семидесятые" задвинули в сторону, сделав ставку на ручную цветочную роспись на отработанных, хорошо зарекомендовавших себя фасонах, в Вербилках и в Дулёво фасоны и сервизы в эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА напополам с НАИВОМ продолжили создавать.

В 1973-м году А.И. Шобанов вновь удостаивается "бронзовой медали" ВДНХ, а в 1980-м его отмечают (и опять с ошибкой в фамилии!) уже как простого участника ВДНХ.

Поскольку сервизы форме "Стандарт" были крайне востребованы, А.И. Шобанов автоматически становился участником многочисленных выставок в стране и за рубежом.

На сегодняшний день эта вся информация, которую я смог наскрести в интернете об этом мастере. Благодарю за внимание.