Найти тему
Про жизнь

Когда мы были выше, дальше, быстрее и надёжнее всех...

На илл.: Ту-160 над городами Энгельс (слева) и Приволжский (справа внизу) Саратовской области. Камера смотрит на восток. По центру, за самолетом - авиабаза Энгельс, где эти Ту-160 и живут. Источник: Википедия
На илл.: Ту-160 над городами Энгельс (слева) и Приволжский (справа внизу) Саратовской области. Камера смотрит на восток. По центру, за самолетом - авиабаза Энгельс, где эти Ту-160 и живут. Источник: Википедия

Несмотря на то, что Ту-160 был разработан ОКБ Туполева аж в 1970-е годы, морально эта «воздушная машина» практически не устарела. Пилоты прозвали его «Белым лебедем».

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 им. В.И. Близнюка – на данный момент он самый быстрый и самый тяжелый бомбардировщик в мире, обладатель 46 мировых рекордов. Сверхзвуковой Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности стал самым быстрым бомбардировщиком в истории военной авиации, разгоняется до 2200 километров в час, причем с боекомплектом самолет весит 275 тонн.

Разработка этого самолета началась в период наивысшего напряжения во времена холодной войны, когда СССР и США находились в ядерном противостоянии в конце 1960-х годов. Главными требованиями к новому ракетоносцу были его многофункциональность и способность к межконтинентальным полетам. Планировалось оснащать Ту-160 крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.

Работа над проектом стартовала в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, но позднее была передана в ОКБ Туполева. В разработке участвовало рекордное число кооперантов − около 800 организаций со всего Союза. Впервые поднявшийся в небо в 1981 году Ту-160 опередил своего ближайшего конкурента – американский бомбардировщик B-1 Lancer − по всем основным параметрам: он был быстрее, мощнее и обладал большей дальностью полета.

В рядах ВВС СССР Ту-160 послужили недолго, успели поступить всего 19 самолетов. Все они после 1991 г. оказались на территории Украины и на протяжении 90-х годов были предметом торга. Украина пыталась продать России Ту-160 за 75 миллионов долларов за самолет. В итоге в ноябре 1998 г. на Украине началась утилизация Ту-160, некоторые из которых не налетали и 200 часов. Но вскоре удалось достичь соглашения о передаче восьми Ту-160 России в счет долгов за газ. В конце 1999 – начале 2000 года самолеты прилетели в Энгельс.

В 2015 году Министерство обороны РФ объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проведена огромная работа по восстановлению советских наработок и модернизации производства в Казани, фактически остановленного в 1990-е годы. В том же 2015 году Ту-160 впервые показал себя в реальной боевой обстановке в Сирийской Арабской Республике.

Самолет оснащен уникальной электродистанционной системой управления (впервые в мире такую схему получил разработанный в 1930-х тем же ОКБ Туполева пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»). Также Ту-160 получил новый бортовой комплекс обороны «Байкал», позволяющий отследить, заглушить помехами или отвлечь ложными целями системы ПВО противника, и элементы по снижению радиолокационной и инфракрасной видимости самолета.

Боевые и летные качества самолета остаются весьма высокими. 19 сентября 2020 года Ту-160 установил мировой рекорд на дальность и продолжительность беспосадочного полета для самолетов данного класса, преодолев более 20 тысяч км за 25 часов полета.

Этот самолет стоит на вооружении ВВС России и базируется в городе Энгельсе.

* * *

Итак, уважаемые читатели, признаюсь, что я горжусь тем временем, когда наша Родина, не выпуская из рук оружия Победы над фашизмом, приступила к восстановлению народного хозяйства, всего образа жизни нашей страны. Государство бдительно следило за подлым поведением милитаристов, которые в любой момент были готовы вцепиться в нашу страну, и принимало все меры для охлаждения вероятных противников, накапливая средства защиты Отечества от агрессоров. Невероятно, что в таких условиях в 1947 году государство активно развивало военно-воздушные силы СССР. Причем самолеты строились на принципиально новых решениях и самых высоких требованиях по качеству. КБ, заводы и трудовые коллективы выполняли задания государства с невероятным энтузиазмом, производя до сотни самолетов в месяц. Да каких самолетов! Они по 30–40 и более лет прослужили на боевом посту, не подавая признаков физического и морального износа. И я благодарен судьбе за то, что мне выпала честь почти 13,5 лет летать на прекрасном отечественном самолете Ту-16.

Но все вдруг катастрофически перевернулось. В результате перестройки был разрушен Советский Союз, уничтожен социалистический общественный строй, а Россия поставлена на физически и морально разбитые рельсы дикого капитализма. Вся страна, прежде всего её экономика, окутана оковами частной собственности. Причем ведущую роль в приватизированных, особенно оборонных предприятиях, НИИ и КБ, играют сегодня фирмы наших вероятных противников – американских, английских и других… Среди них Курский приборостроительный, Тушинский машиностроительный завод, МПО им. Румянцева, ОА «Рубин», ряд металлургических предприятий – ЗапСиб, Волжский трубный завод, Ковдорский горно-обогатительный комбинат, КБ «Авиадвигатель», «Пермские моторы», Иркутское АПО (ИАПО) – производитель «Сушек»; блокирующие пакеты акций ОАО «АНТК им. Туполева», МАПО «МиГ», ОКБ «Сухого», ОКБ им. Яковлева, авиакомплекса им. Ильюшина, ОКБ им. Антонова…

Германская фирма «Сименс» владеет более чем 20 % акций Калужского турбинного завода, производителя уникального оборудования для атомных подлодок. Вот почему США и их сателлиты так нагло размахивают своими санкциями в нашей стране. Я думаю, что этих кровососов можно и нужно удалить с наших заводов, КБ, предприятий. Но для этого нужна твердая воля руководства страны. Для проявления такой воли есть все условия: у президента фактически нет никакой оппозиции. На его стороне Конституция страны, Федеральное собрание (ГД и Совет Федерации), на последних выборах наш президент получил абсолютную поддержку миллионов граждан. Но пока такая воля не проявлена. Думаю, что этот светлый миг настанет, и Россия снова обретет абсолютный суверенитет.

Автор: Алексей КОЧКАЕВ Начало очерка здесь

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь Книга "Честь таланта" здесь