Более шестидесяти суток находится в полете пилотируемый корабль Starliner. Испытательный полет в составе МКС, первоначально планировавшийся на 10 суток, неоднократное продлевался и сейчас, системы корабля получили ресурс полета, рассчитанный на 90 дней. В ходе полета были выявлены многочисленные неполадки в системе управления, сбои в программном обеспечении, отказы двигателей маневрирования и утечки гелия в топливных магистралях. Наземные специалисты провели множество испытаний и тестов, чтобы выявить проблемы и принять меры по их устранению. Однако, не дожидаясь этой крайней даты, инженеры компании Boeing, разработчика корабля, и Космического агентства NASA ведут работы для обеспечения его благополучного возвращения.
С момента начала пилотируемого испытательного полета ПКК Starliner 5 июня, компания Boeing и NASA провели обширные испытания его двигательной системы в космосе и на Земле. Эти испытания включали такие тесты, как:
1) Проведение 7 наземных испытаний двигателя реактивной системы управления RCS, извлеченного из служебного модуля Starliner-1, в том числе 1 испытание этапа запуск-стыковка с более чем 1000 импульсами для имитации реальных условий полета корабля; 5 испытаний этапа расстыковка-спуск с орбиты с 500 импульсами для имитации потенциальных условий возврата корабля; 1 дополнительное наземное испытание для более точного моделирования более высоких тепловых нагрузок, которые испытывают двигатели корабля на этапе запуска-стыковки. После наземных испытаний этот двигатель был осмотрен, разобран и просканирован.
2) Проведено 1 огневое испытание в свободном полёте 5 двигателей, обращенных назад, перед стыковкой с возвращением управления по 6 степеням свободы DOF.
3) Проведены 2 огневых испытания двигателей RCS на пристыкованном корабле — первое для 7 из 8 двигателей, обращенных назад, второе - для 27 из 28 двигателей.
4) Выполнено около 100 000 прогонов компьютерной модели, представляющих потенциальные переменные и условия, которые Starliner может испытывать на этапах расстыковки, схода с орбиты и посадки.
1) Осуществлен анализ характеристик двигателя орбитального маневрирования и управления ориентацией OMAC для поддержки схода Starliner с орбиты.
2) Использованы новые инструменты для моделирования ухудшения работы двигателя RCS, демонстрирующих способность Starliner выдерживать номинальный профиль схода с орбиты.
3) Реализованы 9 программно-аппаратных стендов, 18 прогонов и 230 часов испытаний в Лаборатории интеграции авионики и программного обеспечения ASIL.
4) Проведена 1 совместная комплексная тренировка с моделированием расстыковки с экипажем, диспетчерами полета Starliner, диспетчерами полета МКС и инженерами компании Boeing.
5) Выполнено 3 тренировки с переходом на резервную схему управления командира Барри Уилмора с использованием бортового тренажера для экипажа корабля.
6) Проведены подробные проверки двигателей на ранее построенном служебном модуле.
7) Выполнены проверки отсеков двигательных установок Starliner-1 и Starliner-2, где расположены двигатели RCS.
8) Осуществлен сравнительный анализ полетных данных миссий OFT и OFT-2 в отношении экстремальных нагрузок на двигатели RCS и температур.
9) Проведены измерения скорости утечки гелия.
10) Проведены испытания, анализ и проверки на уровне поставщиков.
11) Проведены испытания материалов, использовавшихся при создании корабля.
Простые инженеры, техники, испытатели, программисты работают, переживают. Благодаря этим специалистам были установлены реальные причины замечаний к уплотнителям, эффектам коррозии, логике управления двигателями. Компания Boeing по-прежнему уверена в космическом корабле Starliner и его способности вернуться безопасно на Землю самостоятельно. Проводятся дополнительные испытания, данные, анализ и обзоры для подтверждения возможностей Starliner и уверенность разработчиков основана на многообразии данных от тестов. В результате исследований подтверждено, что двигательная система корабля сохраняет необходимую степень резервирования, уровни давления гелия остаются стабильными. Таким образом, в ближайшее время Барри Уилмор и Суннита Уилльямс займут свои места в корабле, проведут отстыковку и совершать первую посадку американского корабля на сушу на парашютах. На этом эпопея с миссией CFT-100 будет завершена, но история с самим кораблем только начнется.
#Космос #Starliner #Boeing #NASA #Космические_полеты #астронавт #Космический_корабль