В 19 веке Лондон стал мировым центром науки и технологии. Однако, у столицы была одна неприятная особенность - отсутствие централизованной канализации. На улицах стоял такой "аромат", что резало глаза и отравляло жизнь жителям и гостям. Великолепная архитектура, блестящие экипажи и разодетые денди контрастировали с невыносимым зловонием, от которого не было спасения. А источником запаха стала Темза, столетиями выполнявшая роль канализационного коллектора.
Веками она служила местом утилизации отходов. В Темзу сбрасывали жидкие и твёрдые бытовые отходы, фекальные воды и промышленные стоки 🤢 Можете представить, насколько омерзительно воняло вблизи воды и в воздухе? Но это было бы лишь полбеды. Темза также была рассадником инфекций. Ни о какой живущей в ней рыбе и речи быть не могло, зато в изобилии плавали самые разные бактерии и паразиты.
Лето 1858 года было аномально жарким. И ситуация стала буквально невыносимой. Сильные испарения и падение уровня воды в Темзе привели к тому, что только самые стойкие могли отважиться на прогулку по набережной. (Ну, либо те, кому повезло сквозняком схватить насморк, благодаря которому обоняние пропало).
Чтобы защититься от смрада, в британском парламенте даже пропитывали портьеры хлорной известью.
Зловония+хлор = просто самоликвидация! Ужас. 😱
Но это не помогало
Ещё бы это помогло!!
... и власти всерьёз рассматривали переезд в другое место, подальше от реки.
Но парламентарии поняли, что от проблемы нужно не бежать, а решать её. И как можно скорее. Дело было не только в запахе. Река становилась источником эпидемий, которые буквально выкашивали горожан. В 19 веке люди верили, что холерой, чумой или тифом можно заразиться, даже просто вдыхая испорченный воздух.
Кстати, незадолго до этого, в 1854 году, эпидемиолог Джон Сноу расследовал причины эпидемии холеры в лондонском районе Сохо. Он выяснил, что источником заражения стал один-единственный водяной насос на Брод-стрит. Он находился рядом с поврежденной сточной канализацией, и чистая вода смешивалась с загрязнённой. Сноу добился его отключения, и вспышку болезни удалось остановить.
Но это был небольшой успех. Болезни продолжали одолевать лондонцев и грешили они не на воду, а именно на речные запахи. Чтобы спасти столицу, чиновники за рекордные 18 дней согласовали вопрос финансирования и строительства новой городской канализации. Несколько инженеров подали на конкурс свои проекты. Городские власти отдали предпочтение предложению инженера Джозефа Базальгетта. И спасение пришло!
Базальгетт предлагал организовать сточные воды и отвести их за пределы города. Эту задачу он собирался выполнить за счёт самотечных магистралей и трубопроводов, заполняемых паровыми насосами. Проект инженера предполагал использование естественного рельефа, чтобы создать необходимые для стоков уклоны без дополнительных затрат. Но проект получился дорогостоящим и сложным в исполнении. Лондонскую канализацию модернизировали целых 17 лет.
Как видите, быстро решить проблему не удалось.
В процессе строительства инженеры сталкивались с непредвиденными проблемами, для которых приходилось искать оригинальные решения.
Но затраченные деньги и силы того стоили. Детище Джозефа Базальгетта прекрасно справлялось со своей задачей. Темза очистилась, а инфекционные заболевания стали не таким уж и частым явлением. Система коллекторов, созданная в викторианскую эпоху, оказалась настолько эффективной, что её не изменяли до 50-х годов прошлого века. Многие считают, что своей идеей Базальгетт спас больше жизней, чем все лондонские врачи.
Вот так. Передовая страна, великая держава, а вонючка. Благо, что была. Хорошо, что всё исправили. А то кто знает, к каким бы болезням Темза ещё привела. И всё бы дошло и до нас.
Читатель! Не пожалей лайка, мне нужно поднимать активность на канале. А без реакций на публикацию мне никак нельзя 😊 Посмотрите в подборки, там я пишу о более приятных вещах, чем в этой статье)))