День первый. Увековеченная мудрость
«Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым».
Притчи: 4:11
Объять все, что связано с этничностью российских немцев, в одной статье не только невозможно, но и не нужно. Их культура, как и культура любого народа, – это калейдоскоп красок, который едва ли можно сложить в цельную и упорядоченную картину. Но так просто, рассматривая каждый ее элемент, изучать по отдельности.
Судьба свела меня с Татьяной — настоящей приемницей «культурного кода» своего этноса. Девушка стала одним из моих проводников в многообразие культуры российских немцев.
Погрузив в библиотеку памяти своего народа, она познакомила меня с такой частью жизни российских немцев, как шпрухи. Будучи пластом бытовой культуры, они корнями уходят в средневековье, а наибольшее распространение получили в XII–XV вв.
Шпрухи изначально были жанром гномической немецкой поэзии с назидательным, а иногда и сатирическим свойством. С ними выступали бродячие поэты и артисты, также известные как шпильманы и миннезингеры.
Со временем устное творчество стало преобразовываться в письменное. И наиболее известная его форма превратилась в вышивку с изречением, заветом или провозглашением.
В таком виде эта часть традиции благополучно покинула родину своего зарождения и без фундаментального изменения сути прибыла вместе с немцами на территорию России.
Большинство фраз на шпрухах является цитированием стихов из Библии, ведь российские немцы с ранних времён были набожными, верующими людьми, которые и спустя века продолжают чтить мудрость «Книги Жизни».
Тем не менее, не все изречения на картинах имеют религиозную направленность. Например, один из шпрухов XX века, сохранённый в Подольском народном Историко-Краеведческом музее Оренбурсгкой области, гласит: «Hand in Hand — ist das beste Eheband», что с немецкого переводится как «Рука в руке — это лучший супружеский союз».
Таким образом, шпрух — это гораздо больше, чем просто цитирование священных текстов.
Татьяна поделилась, что шпрухи и технология их изготовления, это не что-то застывшее в граните времени. Ранний вариант готового произведения представлял собой вышивку в виде панно, оформленного в рамку. Начиная с конца XIX века наибольшее распространение и популярность получила техника рисования красками по стеклу. Также встречаются варианты, полностью изготовленные из дерева.
На сегодняшний день появилось еще больше способов оформления шпрухов: шелкография, батик, бисер, рисунок карандашом, плетение, рукопись, выкладывание мозайки и даже печать на 3D-принтере.
Независимо от техники создания картины основой шпруха остаётся текст, который обычно наносится в первую очередь. Но, как и другие правила исполнения, это не является непреложным законом. Если центральной деталью становится какое-то изображение, то оно может иметь приоритет в нанесении.
Создатель будущего произведения выбирает оформление своей работы, начиная от общего плана и заканчивая текстом. Фон, например, может украшаться цветами, птицами, насекомыми, религиозными атрибутами или даже полноценным пейзажем. А фраза выводится на немецком или русском языке, в желаемом цветовом оттенке. Все это дарит огромный простор для полета творческой мысли.
В аутентичном представлении шпрух творится путем вышивания, а немецкий текст наносится черным шрифтом готическом стиле. Самым популярным для написания шпрухов у российских немцев стал шрифт «фрактур». Он представляет собой одну из поздних разновидностей готического письма, возникшего в XVII—XVIII вв.
Свои «аналоги шпрухов» есть у множества других народов и культур. Это, например, панно с китайскими иероглифами для привлечения удачи, богатства и других благ. Индийские янтры с символами для гармонизации астрологических проявлений и привлечения положительной энергии божеств. Или же высказывания нанесенные на фасады домов или других объектов архитектуры. В такой форме данный способ возвеличивания мысли можно найти в анналах античной истории.
Познакомившись с Татьяной и этой небольшой частью богатого наследия российских немцев, я пришел к выводу, что на сегодняшний день шпрухи, за суетой повседневного темпа жизни, помогают не забывать о Боге и укрепляться в вере. Это одна из тех вещей, которая позволяет увековечить бессмертные истины, пронести их через время для поддержания чувства самоидентичности и сделать это, в самом эстетически прекрасном виде.
Разумеется, это не единственный способ, но он, как один из множества пазлов, составляющих этничность российских немцев, «указывает путь мудрости и ведет по стезям прямым» всех открытых познавать что-то новое.