Найти тему
Правила жизни

Вегас, Барби, двойники: как Элвис Пресли из хорошего артиста стал всемирным феноменом

16 августа 1977 года умер Элвис Пресли, хотя поклонники до сих пор уверены, что музыкант просто решил скрыться, устав от бремени собственной славы. Разбираемся, действительно ли Элвис умер, — но не с точки зрения конспирологии, а в свете влияния, которое он оказал на мировую культуру.

    Вегас, Барби, двойники: как Элвис Пресли из хорошего артиста стал всемирным феноменом
Вегас, Барби, двойники: как Элвис Пресли из хорошего артиста стал всемирным феноменом

Его имя — уже нарицательное. Элвис, король рок-н-ролла или даже просто Король (непременно с большой буквы) — во всем мире люди сразу понимают, о ком идет речь, и узнают его образ, даже если ни разу не слышали его песен (что, конечно, тоже трудно представить). По версии журнала Rolling Stone Элвис Пресли находится на третьем месте в списке «величайших певцов всех времен», но культурное влияние его персоны даже масштабнее, чем только музыкальное.

На самом деле главных факторов успеха два: безусловный талант и грамотная работа продюсера. До знакомства в 1955 году с Томом Паркером, который стал бессменным менеджером Элвиса, Пресли уже выступал и записывал пластинки, но, по сути, был просто одним из симпатичных парней с хорошим голосом, слухом и умением обращаться с гитарой. Паркер, уже известный к тому моменту промоутер со связями в шоу-бизнесе, разглядел в 20-летнем юноше бриллиант, начал отправлять его на многочисленные конкурсы, договариваться о концертах и — что важно — формировать публичный образ артиста.

Формировать было из чего: мальчик из очень бедной семьи, однажды получивший на день рождения гитару (вместо велосипеда, который родители не могли себе позволить), Пресли становился наглядным воплощением той самой американской мечты — ты можешь добиться всего, чего угодно, если будешь упорно трудиться в направлении своих желаний. Из грязи в князи стремились многие, середина пятидесятых получилась пиком одержимости этим идеалом, и образ Элвиса на эту почву лег идеально.

   Энди Уорхол, «Восемь Элвисов», 1963Legion-Media
Энди Уорхол, «Восемь Элвисов», 1963Legion-Media

Узнаванию, а следовательно, и успеху способствовали и амбиции Пресли на поприще кино. Весной 1956-го он прошел первые кинопробы, за ними последовал контракт с Paramount Pictures. В итоге за 13 лет кинокарьеры он успел сняться в 31 фильме — среди них «Тюремный рок» (1957), «Пылающая звезда» (1960), «Голубые Гавайи» (1961), «Да здравствует Лас-Вегас» (1964). Кино — мощнейшая поп-культурная машина, на которой завязано все остальное искусство, по крайней мере в середине XX века. Кадр из «Пылающей звезды» в 1963 году задействовал Энди Уорхол, создав картину «Восемь Элвисов» и другие варианты с множащимся силуэтом Пресли.

В 1958 году Пресли пошел служить в армию, и в военном ведомстве даже хотели использовать его образ для популяризации призыва на службу, но и сам музыкант, и Паркер решили, что это может повредить карьере. Элвис вообще очень переживал, что перерыв на армию негативно скажется на его восприятии публикой, но нет — в 1960-м со службы он вернулся с триумфом, к тому же все это время не переставали выходить пластинки с новыми песнями. Волей-неволей образ Элвиса в военной форме все же стал пропагандистским инструментом: мол, нормальные американские парни поголовно идут в армию, вам тоже надо.

   Элвис Пресли идет в армию, 1958Legion-Media
Элвис Пресли идет в армию, 1958Legion-Media

В канонической американской мечте обязательно найдется место любви. Под Рождество 1966 года Элвис Пресли сделал предложение своей возлюбленной Присцилле, через полгода они поженились. К тому моменту музыкант уже был ярчайшей звездой американского шоу-бизнеса, за ним охотились армии поклонников, так что свадьбу решили устроить почти тайно. Присцилла покупала свадебное платье в универмаге после единственной примерки, да и на шопинг отправилась в парике и маскировке, чтобы избежать непрошеного внимания. Поженилась пара в маленькой часовне в окружении только самых близких друзей — гостей оказалось всего 14 человек.

Важно тут еще и то, что дело было в Лас-Вегасе — городе вечного праздника посреди пустыни, который всегда завораживал и притягивал Элвиса. Это было его место силы, тут он нередко задерживался на недели, давая концерты несколько дней подряд. Атмосфера Вегаса, многим казавшаяся чрезмерной, театральной, пустой, короля рок-н-ролла подпитывала. Камерная свадебная церемония, которая к тому же заняла рекордно короткое время, как нельзя лучше соответствовала окружающему колориту. По стопам Пресли захотели пойти многие, и скоропостижные заключения браков в Вегасе стали своеобразным местным аттракционом. Сюжет о том, как молодожены сбегают в город грехов, чтобы пожениться без формальностей (а иногда и вовсе познакомившись накануне), лег в основу множества комедий. Лас-вегасские часовни и сейчас предлагают услуги быстрой женитьбы, а священники нередко переодеты Элвисами.

   Элвис и Присцилла Пресли женятся в Лас-Вегасе, 1967Legion-Media
Элвис и Присцилла Пресли женятся в Лас-Вегасе, 1967Legion-Media

К слову, о легендарных костюмах Короля: самые знаковые его образы появились уже после 1968-го благодаря дизайнеру Биллу Белью. После свадьбы и рождения дочери у Пресли случился сначала короткий перерыв, а затем перезапуск карьеры. Он прекратил сниматься в кино, зато записал телеконцерт для канала NBC — динамичное шоу с хореографическими номерами в сочетании с музыкой. Ничего подобного не было раньше ни в его собственном репертуаре, ни в целом на американской сцене. Для нового типа выступлений, полных движения и танца, Пресли потребовались другие наряды: обычные брюки не выдерживали такой хореографии. Белью, которого NBC наняли специально для того, чтобы переосмыслить образ артиста, разработал для Элвиса слитные комбинезоны — в них было удобнее двигаться, да и выглядели они эффектно.

Билл Белью украшал сценические наряды подопечного стразами, блестками и затейливыми узорами — во время выступлений вкупе с активной пластикой Пресли это производило мощное впечатление. Чтобы подчеркнуть связь Элвиса с Америкой, для шоу Aloha from Hawaii 1973 года (это было особенное выступление, которое транслировалось спутниковым телевидением в три десятка стран) дизайнер создал белый комбинезон с орлом из кристаллов в цветах американского флага. Наряд так и назвали — «Американский орел», и он вошел в историю как самый знаковый костюм Пресли.

   Элвис Пресли на шоу Aloha from Hawaii, 1973Legion-Media
Элвис Пресли на шоу Aloha from Hawaii, 1973Legion-Media

Его неоднократно цитировали, и, например, компания Mattel выпустила куклу Барби, стилизованную под Элвиса, — Elvis Presley Barbie Signature — именно в белом комбинезоне с глубоким вырезом на груди и силуэтами орлов из стразов. Стоит заметить, что это не единственная Барби, связанная с королем рок-н-ролла: в 1996 году компания выпустила набор «Барби любит Элвиса» с куклой-поклонницей и фигуркой самого музыканта в комплекте, а в 2000 году выходил коллекционный Кен — тоже, кстати, в белом комбинезоне.

   Барби в образе Элвиса ПреслиАрхивы пресс-службы
Барби в образе Элвиса ПреслиАрхивы пресс-службы

Страсть к шику и показному богатству восходила к бедному детству, и Элвис всю жизнь стремился дистанцироваться от этих воспоминаний через дорогие покупки, щедрые подарки, золотые костюмы за тысячи долларов. Так что неудивительно, что броские сценические наряды так плотно срослись с образом Пресли, что он начал носить их вне выступлений. Так, в 1972 году музыкант был приглашен в Белый дом на встречу с президентом Никсоном и пришел туда в бархатном пиджаке с золотыми пуговицами, небрежно накинутом на плечи, рубашке с поднятым воротником-стойкой (привычку поднимать воротник музыкант имел давно — прикрывал свою шею, которая ему не нравилась) и ремне с гигантской пряжкой. «Ты как-то странно одеваешься», — язвительно заметил тогда Никсон. «Ну господин президент, у вас свое шоу — у меня свое», — ответил Элвис.

   Ричард Никсон и Элвис Пресли, 1972Legion-Media
Ричард Никсон и Элвис Пресли, 1972Legion-Media

Про Пресли не раз говорили, что он превращает в золото то, к чему прикасается. Что и говорить, даже любимая еда этой участи не избежала — даром что носит название «Золото дураков». Как Элвис был квинтэссенцией американской мечты и ее главным знаменем, его любимое блюдо было насквозь американским: это сэндвич из целой буханки белого хлеба, разрезанной пополам и щедро намазанной арахисовым маслом и виноградным желе, с беконом внутри. Как водится, все уходит корешками в детство, и похожие бутерброды готовила мама музыканта, так что, оказавшись однажды в денверском ресторане Colorado Mine Company и вкусив Fool's Gold Loaf (сэндвич назвали так, чтобы он соответствовал «шахтерской» тематике заведения), король рок-н-ролла не смог устоять. Ходит легенда, что однажды он так сильно захотел любимых бутербродов, что прилетел на частном самолете после очередного концерта, купил с десяток сэндвичей, провел пару часов, поедая их и запивая шампанским, а потом улетел назад. В книге Уинстона Би «Сэндвичи: всемирная история» бутерброд с арахисовым маслом, джемом и беконом называется не иначе как «сэндвич Элвиса», хотя множество похожих вариаций исконно готовили на юге США. Получается, имя Пресли снова слилось с хрестоматийной американской символикой.

Но, пожалуй, самое занимательное явление, порожденное славой Элвиса Пресли, — это подражание ему. Еще в пятидесятых, в момент расцвета сценической карьеры музыканта, нашлись те, кто захотел быть как Элвис — одеваться, петь и вести себя на сцене точно так же. Одним из первых подражателей был парень из Арканзаса по имени Карл Нельсон. Он так хорошо мимикрировал под кумира, что в 1954 году ему удалось подружиться с Пресли и даже посчастливилось выступить вместе с ним на одной сцене. После этого номера, в которых участники подражали Элвису, стали постоянным компонентом разных конкурсов талантов по всей Америке.

   Конкурс двойников Элвиса ПреслиLegion-Media
Конкурс двойников Элвиса ПреслиLegion-Media

Со временем двойников короля рок-н-ролла стало так много, что сформировалась даже отдельная профессия — Elvis Tribute Artist, или просто ETA. Трибьют-артисты делятся по категориям: есть те, кто просто переодевается в кумира и выступает под его записи, другие же сами поют, стремясь подражать его голосу и манере поведения. Некоторые даже пишут собственные песни в духе Пресли. «Элвисы»-профессионалы регулярно участвуют в конкурсах двойников, некоторые из которых стали фактические отраслевыми конференциями, собираются на встречи «профсоюза»: так, самая масштабная встреча двойников Элвиса в 2014 году собрала в Чероки 895 подражателей.

Возможно, самый известный из конкурсов двойников — Images of the King — ежегодно проходит аж с 1987 года. Соревнование тут даже не главное (хотя призовой фонд — $15 тыс.), само событие превращается в масштабный фестиваль, что-то вроде профсоюзного съезда артистов-подражателей (они приезжают не только с разных концов Америки, но вообще со всего мира, от Японии до Австралии), и собирает при этом огромную публику. «Думаю, они хотят пережить иллюзию присутствия его и его музыки», — говорит продюсер фестиваля Терри Футрил о гостях. Еще один знаменитый американский трибьют-конкурс проходит в рамках ежегодного события Elvis Extravaganza. Призовой фонд скромный, но и требования к «Элвисам» тоже на любительском уровне.

   «Элвис-фестиваль» в Парксе, Австралия, 2007Fairfax Media via Getty Images via Getty Images
«Элвис-фестиваль» в Парксе, Австралия, 2007Fairfax Media via Getty Images via Getty Images

Но Америкой география фестивалей, посвященных наследию Пресли и его двойникам, не ограничивается: например, в Австралии, в городе Паркс, проводится собственный «Элвис-фестиваль». Чтобы добраться до него, участники и гости едут из Сиднея на специальном поезде «Элвис-экспресс», где музыкантом переодеты даже проводники и машинисты. Среди конкурсов фестиваля есть не только непосредственно подражание Королю, но и соревнование автомобилей как у Элвиса, поэтическая битва и отдельная номинация «Мисс Присцилла», где участницы переодеваются возлюбленной Пресли.

Индустрия двойников Элвиса такая масштабная, что о ней выпущено несколько документальных фильмов и книг — руководств, как правильно копировать кумира (некоторые — с приложенными минусовками, чтобы сразу попробовать петь), а еще есть научные работы, исследующие этот удивительный феномен: например, книга Лесли Рубинковски Impersonating Elvis рассказывает, какая колоссальная финансовая махина стоит за подражанием Пресли, от производства сувенирной продукции и костюмов до тех самых фестивалей, принимающих тысячи гостей. Едва ли найдется другой человек, который не просто влюбил в себя весь мир, но и заставил тысячи людей буквально перевоплощаться в себя. И пусть порой оно принимает странные, нелепые и дикие формы, но это и есть настоящее бессмертие.