Обследование затонувшего более века назад судна — непростая задача, требующая от членов экспедиции высокой квалификации как в археологии, так и в водолазном деле. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться во время работы, ученые и дайверы рассказали во время пресс-конференции на тему "Загадки ладожских глубин. Что нашли подводные археологи на затонувшем судне?", которая 14 августа 2024 года прошла в Международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Текст: Андрей Сидельников, фото автора, а также предоставлены 1XPEDITION
В июне 2024 года орловские дайверы обнаружили на дне Ладожского озера на 35-метровой глубине судно. Участниками орловского Центра научных исследований 1XPEDITION совместно с Центром подводного археологического наследия Института археологии РАН была организована экспедиция, которая уже дала свои первые результаты.
ОСОБЕННОСТИ ПОДВОДНОЙ АРХЕОЛОГИИ
Методы подводной археологии те же самые, что и "сухопутной", но средства доступа другие, считает научный сотрудник Центра подводного археологического наследия Института археологии РАН Айвар Степанов. Во время работы необходимо учитывать время погружения, необходимость декомпрессии, показания дайверских компьютеров, запасы газа для дыхания.
— Дайверам приходится использовать масштабные рейки, растягивать геодезические рулетки и больше времени заниматься фиксацией найденного, чем какими-то приключениями, — отметил Айвар Степанов, добавив, что во время каждого погружения нужно быть бдительным и подготовленным.
Ученый напомнил о том, что памятником археологии является любой найденный артефакт, которому более ста лет. И он охраняется государством. Понимая это, участники 1XPEDITION пригласили представителей Института археологии РАН для методического руководства, обучения дайверов методам археологической фиксации под водой.
Исследователи не приводят точных координат находки: затонувшим пароходом могут заинтересоваться любопытные дайверы-любители и даже "черные" археологи. Сокровищ на борту нет, но "разобрать на сувениры" памятник археологии непрошеные гости смогут.
Дайвинг-инструктор Павел Юдин, работающий в составе экспедиции, отметил: вода в Ладожском озере очень холодная даже летом, видимость плохая. А из-за глубины, на которой лежит судно, работать с артефактами во время каждого погружения можно не более пятнадцати минут. Ограничена и продолжительность сезона: осенью на озеро приходят штормы.
РАКУШКА И ДЕЛЬФИН
— Первым опытом совместной работы с Институтом археологии РАН стал проект "Утраченный звон", который мы начали в 2022 году. Этот проект посвящен поиску колоколов, вывезенных из Валаамского монастыря в 1939-1949 годах, — отметил координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов, добавив, что именно во время работ по поиску колоколов Никольского скита и был обнаружен неизвестный пароход.
Предположительно судно было построено в конце XIX века и использовалось для перевозки паломников на остров Валаам. Это небольшой гражданской пароход, приспособленный для буксировки безмоторных барж или лодок. Члены экспедиции полагают, что судно погибло на одной из ладожских банок (скалистая мель), а затем штормами было затянуто на глубину.
Его название пока неизвестно: нет ни надписи на борту, ни традиционной плашки с именем судна на штурвале. Единственной характерной приметой можно считать барельеф, на котором изображены ракушка и дельфин. Ракушка еще со времен Средневековья считается символом паломничества. Другой интересной находкой стали хорошо сохранившиеся шведские кирпичи, место их изготовления установили по клейму. Были ли они в составе груза или кирпичами выложили, например, печь на борту парохода, пока неясно.
Найденное судно сильно разрушено, оно опутано рыболовецкими сетями, потерянными ладожскими рыбаками более чем за столетие. Но Айвар Степанов не сомневается в том, что название затонувшего парохода удастся установить по финским газетным и архивным записям. Он заверил, что, несмотря на политические сложности, контакты с зарубежными коллегами сохранились и те обязательно помогут.