13 августа Русская Церковь вспоминает священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, исповедника веры, расстрелянного в ночь с 12 на 13 августа 1922 года вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), мирянами Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым на окраине Петрограда.
«Журнал Московской Патриархии» часто публикует материалы, посвященные жизни Русской Церкви в ХХ веке. Прошла серия статей о кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году, о начале преследований большевистской властью духовенства и Патриарха Тихона. После Октябрьской революции 1917 года положение Русской Церкви быстро и резко менялось, и каждый год становился новой вехой в ее истории. Этим трагическим временам и будут посвящены новые публикации журнала. Открывает их статья о 1924 годе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ.
1924 год был для Советской России годом восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, внедрения новой экономической политики (НЭП), годом принятия Конституции, содержавшей Декларацию и Договор об образовании СССР, а также годом преодоления международной изоляции страны, то есть признания революционного правительства Великобританией, Италией, Францией и рядом других государств. Конструирование Советского Союза сопровождалось распределением большевиками земель Российской империи новоявленным государственным образованиям конституционным правом «свободного выхода из Союза» и невозможностью изменения подаренной союзным республикам территории «без их согласия». Попытки отдельных лиц добиться включения в РСФСР Украины, Белоруссии, Грузии и других республик только на правах автономии были коллективно отвергнуты ЦК компартии во главе с В. И. Лениным (Ульяновым) в угоду политическим требованиям окраин как неприемлемый великодержавный шовинизм.
В те времена высокопоставленные сторонники коммунистической утопии надеялись на братское сотрудничество народов не иначе как в силу классовой природы советской власти и мечтали об «объединении трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». Как известно, расставание с иллюзиями, особенно в 1990-х годах, при развале союзного образования, было весьма болезненным. Однако в начале советского проекта эйфория большевистской элиты от победы в Гражданской войне, зачистки России от других политических партий, организованного ограбления храмов и большого церковного раскола опиралась не только на квазирелигиозную веру в «светлое будущее» СССР, но также на внешнеполитические успехи и хозяйственный подъем страны. Этому же способствовало эффективное проведение денежной реформы, прежде всего декрет о чеканке и выпуске в обращение советской серебряной монеты от 22 февраля 1924 года с использованием изъятого в 1922 году под фальшивым лозунгом помощи голодающим Поволжья церковного серебра.
Несколько омрачила оптимизм элиты смерть после тяжелой и неизлечимой болезни партийного лидера В. И. Ленина в январе 1924 года, но она же активизировала усилия членов Политбюро ЦК РКП(б) в борьбе за определяющее влияние в партии. Более всех к ней был подготовлен генеральный секретарь ЦК большевиков И. В. Сталин, начавший, по мнению некоторых исследователей, успешную борьбу против своего главного соперника наркома по военным делам Л. Д. Троцкого уже в 1923 году. Что касается смерти Владимира Ильича, то уже в наше время в околонаучной среде возникло одно странное недоразумение в отношении соболезнований по этому поводу со стороны священноначалия Русской Церкви в советской прессе.
Так, в 2017 году на телеканале «День» процитировалось якобы официальное «заявление РПЦ» в связи с кончиной В. И. Ленина как «великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета». В 2023 году писатель З. Прилепин также огласил в телепередаче этот «документ». Совсем недавно, а именно 6 февраля 2024 года, в телеграм-канале руководителя КПРФ была поставлена под сомнение борьба Ленина с религией. В качестве основания для сомнения были предложены ссылки на первую программу РСДРП и отношение к вождю большевиков духовенства, выраженное в словах будто бы уже самого Патриарха Тихона в январе 1924 года: «Мы провожаем освободителя от великого насилия и великого гнета». Несмотря на то что в действительности вышеприведенные цитаты не имеют никакого отношения к Русской Церкви и святителю Тихону, поскольку взяты из посланий обновленческого «Синода», и на это еще в октябре 2023 года указывал архиепископ Зеленоградский Савва, они без всякой правки продолжают и сегодня циркулировать в качестве полемических аргументов «за Ленина».
Полностью читайте в июльском номере «Журнала Московской Патриархии» (№7, 2024) и на нашем сайте:
http://e-vestnik.ru/analytics/russkaya_tserkov_v1924_13229/
Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
В публикации использованы материалы Журнала Московской Патриархии и Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.