На традиционной выставке военной техники в этом году многих журналистов особенно заинтересовало то, что они назвали «шпионский камень». Обычный булыжник с дыркой – но на самом деле внутри размещена цифровая камера.
Устройство работает с помощью километрового провода, который подсоединен к пульту управления. И весь этот набор разработчики оценили в 5 миллионов рублей.
И подобная тактика скрытого наблюдения за противником с помощью различных муляжей – это еще одно изобретение, родившееся на Первой мировой войне. Все основные технологии этого метода были придуманы еще тогда.
Для наблюдения за противником использовались самые разные муляжи со смотровыми дырками – камни, пни, бревна. Они очень походили на настоящие, только были сделаны из железа и дерева и были полые внутри.
Наблюдатели прятались в таких муляжах, чтобы следить за передвижением вражеских войск. И километровый провод для связи со шпионским камнем, представленным сейчас на военной выставке – это выглядит как детское развлечение по сравнению с теми хитроумными коммуникациями, которые военные устраивали для своих муляжей на Первой мировой.
Например, французы на одном из участков фронта провели тогда поистине ювелирную операцию. Там на нейтральной полосе недалеко от немецких окопов стоял каменный столб с указателем дороги на Париж. На французском заводе в тылу была сделано из стали точная копия этого столба. Снаружи все покрасили под камень, а внутри сделали полость для наблюдателя.
Ночью французские солдаты подползли к настоящему столбу, вырыли его, а на этом месте установили его копию. Из окопа к этому сооружению прорыли длинный подземный ход – и вот солдат пробирался внутрь этого столба и следил за немецкими войсками. Немцы так и не догадались об этом тайном наблюдательном пункте.
В одних случаях за муляжом или внутри него прятался наблюдатель, в других там тоже ставили фотокамеру – примерно такую же, как тогда навешивали на голубей. Эта техника появилась еще в начале XX века и получила широкое распространение на Первой мировой войне. Вот один из таких голубей с закрепленным на нем фотоаппаратом.
Особый механизм позволял делать снимки через определенные промежутки времени.
Специальные фабрики выпускали разнообразные муляжи: деревья, пни, могильные кресты. А вот эти солдаты несут на позицию муляж коровы, за которой можно хорошо спрятаться:
Да что там корова – французы создали даже муляж своей столицы. В конце Первой мировой войны они построили фальшивый Париж. Эти фанерные сооружения включали точные копии Елисейских полей, северного вокзала и другие узнаваемые здания.
Все это французы соорудили для того, чтобы сбивать с толку германские самолеты. И к фальшивому Парижу построили даже фальшивую железную дорогу, чтобы обман был более убедительным.
Впрочем, разнообразные муляжи преследовали и множство других целей. Например, важной задачей было попытаться напугать противника - и на полях сражений во время Первой мировой стали устанавливать надувные изделия.
Тогда у противников появились первые танки – и тут же появились их многочисленные муляжи. Дело в том, что танки первое время наводили настоящий ужас на неприятеля, при их виде солдаты порой просто бросали свое оружие и бежали из окопов. Муляжи были призваны поддерживать этот страх. Поддельные танки делали из чего придется – из фанеры, деревянных досок, из ткани, натянутой на каркас. Одна из фотографий, сделанных на западном фронте: солдаты британской армии несут на позиции такой муляж танка.
Затем появились и надувные изделия. Правда, поначалу они лишь очень отдаленно напоминали танк и могли ввести в заблуждение противника только на большом расстоянии. Зато все больше расцветало искусство изготовлять танки из дерева, имитируя даже мелкие детали.
Придумывалось и множество других способов обмануть неприятеля. Например, французская армия стала получать из тыла головы из папье-маше.
Эти раскрашенные изделия солдаты высовывали из окопа, чтобы по фальшивым головам начал стрелять снайпер. Так он раскрывал свою позицию.