Найти тему

Дроны запутались в «бюрократической паутине»

До конца года компании могут не успеть отгрузить и половину от планируемых 2,5 тыс. дронов стоимостью ₽4,9 млрд

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Производители беспилотников не могут получить средства по государственному гражданскому заказу (ГГЗ) в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС), сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на несколько источников, близких к Минтрансу и правительству. Проблема, по их версии, из-за сложностей согласования контрактов на поставки в органах Федерального казначейства для открытия казначейских счетов, через которые проходят расчеты.

История вопроса:

Казначейские счета используются для контроля за целевым использованием бюджетных средств и защиты государственных интересов, позволяя «отслеживать движение денежных средств от момента выделения до их фактического расходования», поясняет директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева.

Они также предоставляются при выделении субсидии или гранта, объясняет юрист, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. По словам Яковлевой, процесс открытия счета может быть достаточно сложным. В частности, могут потребоваться регистрационные документы компании, договоры с заказчиками, документы, подтверждающие полномочия лиц, имеющих право распоряжаться средствами на счете, и т. д.

Всего в ГГЗ задействовано примерно 15 компаний. Среди них основная доля поставок приходится на «Геоскан», НПП «Радар ммс» и ГК «Тихие крылья» (входят в концерн «Калашников»).

За закупки беспилотников отвечает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), назначенная правительством в апреле единым поставщиком. В июне ГТЛК передала первые 25 дронов «Геоскана» филиалам Роскадастра. В июле ГТЛК сообщила, что завершает работу по контрактации в рамках ГГЗ почти на 2,5 тыс. беспилотников на ₽4,9 млрд на 2024 год.

Авансирование идет планово, в соответствии с правилами казначейского сопровождения, полная оплата будет после поставки дронов, утверждают в ГТЛК. По данным близкого к Минтрансу собеседника издания, пока переведено менее 1% от общей суммы «по нескольким контрактам из нескольких сотен».

В ГТЛК заявили, что уже оплатили авансы за 72 беспилотника на ₽229,7 млн, «в работе счета на 268 беспилотников на ₽208,7 млн, ожидаем проведения платежей в ближайшее время».

Некоторые производители оказались не готовы к работе с казначейским сопровождением, не открыв заблаговременно казначейские счета, по которым будут производиться все расчеты. По данным ГТЛК, казначейские счета открыты у четырех производителей из 13 участников ГГЗ, а из 140 необходимых подсчетов открыто 13.

– ГТЛК плотно работает с поставщиками и казначейством, чтобы ускорить процедуру открытия счетов и начать масштабное авансирование по ГГЗ, – заявили в компании, подчеркнув, что выпуск законтрактованных беспилотников идет штатно.

Федеральное казначейство в 2023-2024 годах открыло 66 лицевых счетов для 30 производителей гражданских беспилотников (в том числе не работающих по ГГЗ). Отказы в открытии счета в основном связаны с неверным оформлением заявления, отсутствием карточки образцовых подписей, а также с тем, что копия договора для открытия счета не заверена надлежащим образом, уточнив, что счета заводятся не позднее второго рабочего дня после представления документов.

В 2023 году поставщикам дронов в ходе обсуждений ГГЗ с Андреем Белоусовым, занимавшим тогда пост вице-премьера и курировавшим беспилотную отрасль, авансирование обещали завершить «не позднее марта 2024 года». Производители оказались вынуждены брать кредиты под производство и закупку комплектующих, но «никаких кредитов ни одному поставщику не хватит для дальнейших закупок и обеспечения заказанного в 2024 году объема», сетует один источник издания.

По оценке источников «Ъ», в результате задержек финансирования законтрактованный на 2024 год объем ГГЗ будет исполнен в лучшем случае на 50%.

Глава профильной ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев опасается, что ответственность за срыв сроков будет возложена на производителей, которые стали «заложниками ситуации».

Другой собеседник газеты в отрасли отмечает, что большинство заказчиков не используют беспилотники зимой и решением проблемы мог бы стать перенос сроков сдачи до апреля 2025 года.

Проблема в бюрократических сложностях на каждом из этапов реализации ГГЗ. Только на утверждение ГТЛК единым поставщиком ушло несколько месяцев, параллельно заказчики долго выясняли, какие типы БАС им могут понадобиться. При согласовании контрактов оказалось, что БАС массой более 30 кг считаются недвижимостью и не соответствуют целевому назначению средств нацпроекта, из-за чего некоторые компании отказались от поставок. Также в разных субъектах были приняты разные условия исполнения бюджета, и типовые договоры пришлось корректировать индивидуально.

Анонимный источник отмечает, что «движением в правильном русле» была бы консолидация всех заказов на единой структуре с обязательным контролем происхождения техники и проверкой поставщиков, наведение порядка в терминологии, выявление типовых сценариев применения БАС, рейтингование поставщиков, согласование договоров между десятками производителей и сотнями потребителей оказалось слишком трудоемким.

Еще одна проблема – на уровне казначейств в регионах, где производители не могут согласовать контракты для заведения счетов.

Среди выявленных проблем организаторы форума отметили в том числе отсутствие единого стандарта на инфраструктуру управления и связи БАС в связи с наличием разных наземных станций управления и протоколов обмена данными. Кроме того, было отмечено отсутствие разветвленной сети сервисов и складов запчастей.

В Минпромторге заявили изданию, что все органы исполнительной власти в рамках процедуры единого поставщика контрактуются в плановом режиме и финансирование на 2024 год предусмотрено. Ранее министерство оценивало общий объем ГГЗ в 13 тыс. беспилотников до 2030 года почти в ₽188 млрд, из которых ₽93 млрд планировалось потратить в 2024-2026 годах.

Напомним, победителями конкурса Минпромторга на гранты, компенсирующие затраты на сертификацию гражданских беспилотников, стали четыре компании. В общей сложности они получат ₽475 млн в 2024 году и столько же в следующем году. LR