🎬 Герберт Морицевич Раппапорт - один из классиков отечественной кинорежиссуры, немец по рождению, коммунист по мировоззрению. Будучи убеждённым антифашистом и коммунистом, променял голливудскую карьеру на "Ленфильм". Переехал в 20-летнем возрасте в Советский Союз , где снял большинство своих фильмов.
📕 Творческий путь Раппапорта - статья в библиотеке группы (см. приложение)
🧭 Большую часть жизни Раппапорт провёл в Ленинграде - в городе, который он искренне полюбил:
«Я видел много городов, но Ленинград поразил меня числом архитектурных ансамблей. Я люблю Вену, Париж, но Ленинград уникален… Многие не имеют представления о том, в каком удивительном городе они живут».
💯 Раппапорт был исключительным профессионалом. Он ставил фильмы, спектакли, концерты. Ему было по плечу снимать как явные политагитационные картины под прямые нужды времени, так и романтичные и лёгкие музыкальные комедии, детские фильмы, а также и полные напряжения и интриги дедективы.
❗ Он пережил вместе со своей новой родиной ужасную войну. Чуть не умер в блокадном Ленинграде, чуть не был арестован как немецкий шпион во время пути в эвакуацию.
✍ Вспоминая свою работу в эвакуации, Раппапорт писал:
" Мне хотелось поставить картину об оккупации центральной Европы, о движении сопротивления. Антифашистская тематика была мне близка еще с довоенных лет. Однако мне пришлось продолжить совсем другое направление своей довоенной работы. Однажды меня вызвали в дирекцию и вручили пакет, полученный из Москвы. Мне предлагали сценарий для постановки. К моему удивлению это была комедия. Опыт работы в комедийном жанре у меня был. В 1940 году на экраны вышел фильм «Музыкальная история», поставленный мною совместно с режиссером А.Ивановским. Но ставить комедию в 1942 году в тяжелейшие для страны дни мне казалось делом странным и несерьезным. Мне тем более странно было браться за эту постановку, что сценарий почти не имел отношения к войне. Только в конце появлялись военные эпизоды. Действие сценария разворачивалось в артистической среде. Он рассказывал о любви пожилого летчика и молоденькой певицы. Но мне объяснили, что спрос на комедию в эти трудные дни велик как никогда, особенно на фронте. В перерывах между боями бойцы хотели смотреть веселые, жизнерадостные фильмы, напоминавшие о прерванной мирной жизни, о доме, о любимых… Я почувствовал себя солдатом и понял, что комедия для моих зрителей сейчас не менее нужна, чем серьезный фильм, о котором я мечтал".
✍ У Сергея Довлатова есть микроновелла, в которой образно запечатлен Герберт Раппапорт: «В Ленинград приехал знаменитый американский кинорежиссёр Майлстоун. Он же Лёня Мильштейн из Одессы. Встретил на Ленфильме друга своей молодости Герберта Раппапорта. Когда-то они жили в Германии. Затем пришёл к власти Гитлер. Мильштейн эмигрировал в Америку. Раппапорт – в СССР. Оба стали видными кинодеятелями. Один – в Голливуде, другой – на «Ленфильме». Где они наконец и встретились. Пошли в кафе. Сидят беседуют. И происходит между ними такой разговор. Леонард Майлстоун: «Я почти разорён. Последний фильм дал миллионные убытки. Вилла на Адриатическом море требует ремонта. Автомобильный парк не обновлялся четыре года. Налоги достигли семизначных цифр…» Герберт Раппапорт: «А у меня как раз всё хорошо. Последнему фильму дали высшую категорию. Лето я провёл в Доме творчества Союза кинематографистов. У меня «Жигули». Занял очередь на кооператив. Налоги составляют шесть рублей в месяц…»