Найти тему

Игра The Invincible, 2023 г.

Игра «The Invincible» от польской команды Starward Industries. Выпущена 6 ноября 2023 года.

Как вы, наверное, догадываетесь, раз разработчики польские, то под «The Invincible» подразумевается не британский линейный крейсер «Invincible» («Непобедимый»), погибший в 1916 году в Ютландском морском сражении, а звёздный крейсер второго класса «Niezwyciężony» («Непобедимый»), из одноименного научно-фантастического романа Станислава Лема, впервые изданного в 1964 году.

Если кратко описать игру, то получится «симулятор ходьбы» и «интерактивное кино». С упором на ходьбу. Скажете, скучно? Возможно. Любителям «острого геймплея» однозначно не понравится. А вот любителям медитативного рассматривания красивых декораций под красивую техно-эмбиент музыку – вполне. Тем более, что в игре есть чёткий сюжет, основанный не на чём-нибудь там, а на классике научно-фантастического жанра.

-2

Поначалу я немного ошибся в своих ожиданиях. Я думал, что это будет своеобразный маленький «игровой приквел» к событиям книги – короткая прогулка по планете, быстрый поиск пострадавших членов экипажа и эвакуация. Приключение часика на два. (Даже скриншотов поначалу я почти не делал, думал – не понадобятся, хотя виды открывались великолепные).

-3

Ан нет, в игре не всё так просто. Сюжет тут, в чем-то копируя, а чаще переосмысливая книжного «Непобедимого», идёт по всем книжным вехам от начала до конца, вплетая в повествование и книжные, и новые события. У меня на всё прохождение ушло тринадцать часов. Но это я иногда тупил, иногда ставил на паузу и уходил хлебнуть чайку, иногда стоял на месте, вертел во все стороны камеру и слушал игровую музыку. Впрочем последнее – визуал и музыка – немаловажная часть восприятия игры. Здесь не экшн, здесь созерцание. В бодром темпе игру, наверное, можно пройти часов за десять.

Впрочем, эта игра – не про бодрый темп.

-4

(Кстати, для сравнения масштабов. Книжного «Непобедимого», чтоб освежить память, я перечитал раза в три-четыре быстрее, чем игру прошёл).

Раз у нас «симулятор ходьбы» и «интерактивное кино», важен связующий элемент – сюжет. И тут он занятный. В чём-то книжный, в чём-то – новый и переделанный. Но хороший, даже в переделанных частях воспринимающийся как надо, а не как инородное наслоение.

Маленькая команда крохотного космического разведчика «Стрекоза» под финал своей обширной космоисследовательской миссии прибывает на планету Регис III. Им надо успеть провести научные исследования (а может и формально «застолбить» планету) до того, как туда доберётся вражеский крейсер «Непобедимый». (Восемнадцать тысяч тонн массы покоя! Сотня человек экипажа! Самый мощный корабль Альянса в этом секторе Галактики!).

-5

Вот так. В игре решили ввести политическое противостояние среди землян. Есть некое Содружество, к которому принадлежит наш экипаж «Стрекозы», и есть некий Альянс, к которому принадлежит экипажи книжного «Непобедимого» и книжного «Кондора». Чем они отличаются друг от друга – фиг знает. И тут и там большая часть фамилий экипажей – польские. Основное отличие – «наши из Содружества» ходят в оранжевых скафандрах, один в один похожих на советские скафандры времён начала освоения космоса, разве что без красных букв «СССР» на характерном белом шлеме. А «не наши из Альянса» носят зелёные скафандры, похожие на американские авиационные высотно-компенсирующие костюмы времён Холодной войны. Гагарин против Пауэрса, пацак против чатланина – «ты что, дальтоник? зелёный от оранжевого отличить не можешь?». (В книге Лема не то, что политическое устройство Земли, сама Земля всего пару раз вскользь упоминалась, космонавты всё больше некую Базу в созвездии Лиры вспоминали. Я-то думал у них там счастливое коммунистическое будущее, а они вон как). Что до названий крейсеров в игре – они напрямую из книги, разве что в игре их мощь несколько преувеличили. И старпома Рогана с «Непобедимого» превратили в механика Рохитру с «Кондора».

-6

Но к сюжету.

С четырьмя учёными, высаженными на поверхность, прерывается связь, и в дело идёт последний резерв «Стрекозы» – космобиолог Ясна, за которую нам и предстоит игру воспринимать. На орбите остаётся только начальник экспедиции, нетранспортабельный из-за травмы. Большая часть разговоров в игре будет именно с ним, по радио. С Ясной после высадки тоже происходит какая-то фигня, и игроку дают управление, когда она внезапно приходит в себя посреди инопланетной пустыни в состоянии «тут помню – тут не помню». Те, кто книгу читал, всё понимают, и что с ней случилось, и что с остальными учёными. Но игра это расскажет позже. В любом случае, гуляя по планете и выполняя поставленные задачи, Ясна придёт в себя и постепенно вспомнит то, что случилось после высадки, и решит, что с этим делать дальше.

Кстати, занятный момент. В игре параллельно развитию сюжета идёт составление «комикса». Натурального рисованного, хорошо стилизованного, комикса, с картинками и пояснениями, который можно посмотреть и полистать из главного меню. То, что Ясна вспомнит или узнает нового о предшествующих событиях, будет поставлено в начале, то, что творится сейчас, в зависимости от событий и выборов (а некоторая вариативность в игре есть), будет постепенно добавляться в конце. Любопытно. Лишний раз отмечу, что художники у игры были великолепные. Может даже лучше, чем программисты или сценаристы.

-7

В игре всё происходит неспешно и небыстро. Ходим туда-сюда пешком и иногда ездим на ровере. Тыкаем кнопочки, разговариваем по радио, рассматриваем фотоснимки, любуемся видами планеты и наслаждаемся ретрофутуристической техникой.

Опять это слово, «ретрофутуризм». За последние месяцы я его уже трижды вспоминал: телесериал по игре «Fallout», игра «Nobody Wants To Die», и вот тут. Но из обзора слова не выкинешь. Ретрофутуризм и стилизация – одна из визуальных фишек игры «The Invincible». «Будущее, как его представляли в шестидесятые».

-8

Техника будущего тут словно сошла со страниц фантастических книг шестидесятых годов – всё такое родное, тёплое и ламповое. Выпуклые мониторы, бобины магнитных лент, ряды светящихся лампочек на пультах, всякие кнопки, кнопочки, рычаги и рычажочки. Смешные и нелепые роботики и смешные солидные машинки… Одним словом – прелесть.

Чем-то напоминает подход игры «Alien: Isolation», с их попыткой (успешной) воссоздать декорации фильма 1979 года. С музыкальной стороны тоже есть что-то общее. Не в мелодиях, конечно, а в подходе. В «Alien: Isolation» прямо с загрузочного экрана ты просто физически ощущал, что вернулся в фильм Ридли Скотта, в «The Invincible» прямо с загрузочного экрана идёт полное погружение в научную фантастику шестидесятых годов. Ну или то, как мы эту фантастику, на которой выросли, сейчас романтически вспоминаем. Словом, и музыка, и антураж в игре просто двенадцать из десяти. Скриншотами не передать.

-9

На этот колоритный антураж накладывается тягучий неспешный геймплей «симулятора ходьбы». Мы идём, мы смотрим в монитор, нажимаем на кнопочку, снова идём, карабкаемся куда-то, включаем прибор, сканируем область, опять идём… Я не скажу, что в игре мало событий, я скажу, что всё разворачивается медленно, не торопясь. Даже в какие-то активные «кинематографические» моменты игра не спешит. Вспоминается «Космическая одиссея 2001» Кубрика, в которой много чего произошло, но без мельтешения.

Если вам в играх нравится только скакать, как ужаленный, и валить зомбяков хэдшотами из дробовика или перекатываться как колобок и рубать мечом «боссов» – вам не сюда.

Если вам интересно качественное «интерактивное кино» – милости просим.

-10

Чисто геймплейно, недочеты в игре, конечно, есть.

Не всегда понятно, в какую сторону тебе идти – подсказок нет, а местная карта хоть и сделана очень стильно, но мало информативна, и далеко не сразу понимаешь, как ею правильно пользоваться. Впрочем, наверное, так и надо, и это работает на атмосферу, тут визуальный стиль и погружение важнее игровой практичности.

-11

Что действительно раздражает, так это «сюжетная невозможность вернуться». То есть, ходишь ты по немаленькой такой локации, исследуешь, наслаждаешься видами, крутишь во все стороны головой, и видишь – о! спуск! (или наоборот подъём) – надо залезть, глянуть, что там! (Здесь не открытый мир, игра линейна, но есть некоторое количество «атмосферных» ответвлений, на сюжет напрямую не влияющих, но дополняющих и украшающих повествование). Залез ты, значит, куда-нибудь – опа! – оказывается это был сюжетный переход, и обратно ты уже вернуться не можешь. И ладно, если это подают как «Ясна кинематографично скатилась по осыпи». А если ты просто взобрался на каменный выступ высотой полметра и обратно слезть тебе уже не дают? А у тебя локация недоисследована?! Я так минимум две стимовские ачивки профукал! :-)

-12

А загрузить «сэйв» нельзя – в игре только автосохранение в ключевых (не всегда очевидных) точках. И начать заново ты можешь либо с последнего «автосэйва» неизвестно где, либо аж с начала главы. (Глав в игре девять). На кинематографичность и атмосферность это, конечно, работает. Но вот с точки зрения игры как «игры» только злит.

-13

В Стиме у игры рейтинг такой: «пользовательские обзоры – Очень положительные» и это не зря.

Игра подойдёт не каждому, это так. Но тем, кому она подойдёт – она понравится.

Несмотря на некоторые недочёты и закавыки. Мне, без сомнения, понравилась.

Отлично.