“Международный междусобойчик” по пятницам
#международныймеждусобойчик #россияvsукраина #санкции
Санкции – угрозы и возможности
ЧАСТЬ III. "Физические" пределы санкций
Достаточно неожиданно заместитель премьер-министра и министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин сделал весьма жёсткие заявления в интервью Bloomberg. Он сказал, что его страна «не будет слепо следовать санкциям», если они коснутся отечественных компаний, которые являются основными работодателями в регионах.
ЦИТАТА «Мы не допустим, чтобы нашим собственным производителям запретили торговать».
Жумангарин, по сути, сформулировал принцип экономического эгоизма, которым уже руководствуются многие страны “глобального Юга” в соблюдений санкций, накладываемых на Россию и другие страны. Просто ранее Астана занимала “тефлоновую позицию”, правда с некоторым уклоном в “несоблюдение”. Казахстан не одобрял введение санкций, но и не оспаривали из публично.
Позиция Казахстана определяется его особым географическим положением: это крупнейшая по территории страна без выхода к морю, ее соседи Россия и Иран являются “самыми подсанкционными” в мире.
При этом Казахстан входит в число стран, которые занимают центральное место в усилиях США и их союзников по изоляции российской экономики. По словам Жумангарина, некоторые меры, призванные перекрыть России доступ к товарам, нанесли непропорциональный ущерб Казахстану. При этом западные правительства мало что сделали, чтобы компенсировать Астане ущерб.
В качестве примера казахский вице-премьер привел компанию , 40% акций которой принадлежит государству. По словам Жумангарина, предприятие терпит огромные убытки после того, как санкции заблокировали ей продажу железорудных окатышей в Россию. Зато бывший крупнейший клиент ERG в РФ перешел на отечественных поставщиков и процветает вместе с другими российскими металлургическими предприятиями.
В отсутствие ограничений «прибыль оставалась бы в Казахстане», говорит Жумангарин. Вместо этого теперь она «уходит к тем, против кого вы ввели санкции».
При этом Казахстан в значительной степени преодолел проблемы платежей с Россией, работая с банками, не находящимися под санкциями, и осуществляя около 88% транзакций в национальных валютах.
Игнорирование санкций – одно радикальное средство, второе – выход из-под санкций через бартер.
Постоянно появляются сообщения, что Россия и Китай могут начать использовать бартера в торговле; первые 2 сделки в сфере АПК запланированы на осень. Ещё один обсуждаемый вариант: экспорт металлов из РФ в обмен на оборудование из КНР.
В отличие от бартерных схем эпохи “лихих 90-х”, сейчас в КНР существуют мощные профессиональные бартерные платформы.
В мае в Гуанчжоу прошла Первая Китайская бартерная конференция и Китайская Международная конференция по продвижению бартерной торговли 2024 года.
Сейчас Китай торгует бартером в основном с такими странами и регионами, как Иран, Африка и Юго-Восточная Азия, при этом суммарные годовые объемы – менее $1 млрд., т.е., минимальные.
Ещё интересная “антисанкционная” информация, – как оказалось, банкноты долларов и евро на сумму около $2,3 млрд попали в РФ с тех пор, как США и ЕС запретили экспорт своих купюр в марте 2022 года в ответ на СВО.
Об этом сообщает Reuters, ссылаясь на полученные таможенные данные, согласно которым наличные деньги перевозились в Россию из стран, включая ОАЭ и Турцию, которые не ввели ограничений на торговлю с Россией. Страна происхождения более половины всей суммы в документах не называется.
Более четверти банкнот было ввезено банками, в основном в качестве оплаты за драгоценные металлы, отмечает Reuters.
Агентство пишет, что эти, впервые обнародованные цифры, свидетельствуют о том, что Москве удалось обойти санкции, блокирующие импорт наличных денег; эксперты Reuters в стиле “капитана Очевидность” предполагают, что доллары и евро остаются у россиян полезными инструментами для торговли и путешествий.
Отметим, что речь идет только о суммах, подлежавших декларации.