Найти тему
Алёна

СКАЗ ПРО ТО, КАК "СТАРА ТЁТЕНЬКА" В ИНСТИТУТ ПОСТУПАЛА (часть 4)

Просто учебный натюрморт по теме "Натюрморт с естественным светом в домашних условиях"
Просто учебный натюрморт по теме "Натюрморт с естественным светом в домашних условиях"

Наступил последний день сдачи фоторабот. Валерий Иванович внимательно пересмотрел работы моих одногруппников и не обнаружив среди них мои, вежливо поинтересовался:

- А ты почему свои не принесла?

- Так нести-то нечего: Вам ведь ничего не нравится! - ответила я.

- А тебе самой нравится? - опять спросил он.

- Да, - спокойно ответила я.

- Ну, тогда приноси: я выставлю твою фотоработу, а рядом нормальную!

ЗАНАВЕС!

Учебная работа по портретному киноосвещению (гипсовая голова)
Учебная работа по портретному киноосвещению (гипсовая голова)

Но так или иначе, а его пикирования в мой адрес закончились тогда, когда я у него на глазах выполнила экзаменационное задание первого курса, которое по сложности не уступало выпускному экзамену ВГИКа. Нет, он не стал меня больше любить. Он просто перестал ко мне придираться (слава Богу!!!). А большего мне было и не нужно.

А теперь про то задание.

Ранним утром экзаменационного дня мой мобильный взорвал звонок от одного из одногруппников:

- Алёна, привет! Ты ещё не в институте?

- Нет, конечно! Времени-то ещё всего полвосьмого! - обалдевшим голосом произнесла я, - Нам же, вроде, к 10.00 или к 11.00...

- Так-то да, но Иваныч (так “за глаза” мы называли Валерия Ивановича) всех к 9.00 собирает! Ща позвонил мне, сказал...

- А что случилось-то? Что-то по экзамену?

- Да! Он всё поменял! Что будет - не говорит! Говорит: придёте - узнаете! Сама ж знаешь: от него всего ожидать можно!

- Поняла! Еду!

- Погоди! Тебе он к 11.00 сказал быть!

- В смысле? Как так? - изумлённым голосом спросила я.

- Я не понял, но пацанов предупредил. В общем, ждём тебя!

- Хорошо, буду к 11.00...

Такого поворота я вообще не ожидала! Но, подчинившись воле “правителя”, приехала к назначенному времени.

Мальчишки все, как один, даже некурящие, стояли в курилке.

- Привет, пацаны! Чё происходит?! - ещё на подходе к крытой беседке, прокричала я.

- Иваныч лютует! Просто жесть!! - чуть ли ни хором пробасили они в ответ.

- ???

- Короче, задания говорит непосредственно перед их исполнением и только тому, кто его будет исполнять. То есть сначала определяет, кто будет работать и только ему, выставив остальных в коридор, сообщает вводные. На продумывание даёт определённое время - каждому своё. Это просто жесть, Алёнка!.. Мы с Данилой уже, кажется, засыпались!.. - произнёс Дониёр, - Один Санёк Колокольцев пака на плаву.

- Сейчас твоя очередь, - сказал другой Саша (нас в группе было всего 5 человек, из которых я одна была девочка и при этом у нас было два Саши - так вот и жили!)

Просто вид на вход в институтскую курилку, сделанный после очередных съёмок в одиннадцатом часу ночи... (зима, 2013 год)
Просто вид на вход в институтскую курилку, сделанный после очередных съёмок в одиннадцатом часу ночи... (зима, 2013 год)

- А, Алёна. Здравствуй. Проходи, - сухо громыхнул голос Валерия Ивановича из густого полумрака киносъёмочного павильона.

- Здравствуйте, - так же сухо ответила я.

- Твоё задание: снять чёрно-белый групповой портрет в помещении со студийным светом. Без последующей обработки. В твоём распоряжении 5 кадров и 20 минут времени. На продумывание даю 5 минут. Время пошло, - отрезал он и демонстративно нажал на кнопку спортивного секундомера.

Я вылетела из павильона, как “в ...опу клюнутая”!

- ЗА МНОЙ!!! - шёпотом заорала я, - Всем курить!!!

- Ну! Что?! - завопили пацаны и я на бегу начала им рассказывать.

По мере моего рассказа мальчишки тихо шизели. Когда все сигареты были выкурены, а отпущенное на раздумье время вышло, мы тем же составом, продолжая обсуждение, помчались обратно в павильон.

- Алёнка! Это почти невозможно выполнить! - сказал кто-то из мальчишек.

- Не ссы! Прорвёмся! - лихо выкрикнула я, врываясь в фойе института.

...Когда мы вошли в павильон, Иваныч сидел всё в той же позе, в какой я его оставила.

- Валерий Иванович, какое количество осветительных приборов я могу использовать? - спокойно спросила я.

- Все, что в данный момент находятся в павильоне, - ответил он.

- В таком случае мне необходим дополнительный аксессуар.

- Какой? - заинтересовался он.

- Флешметр, - отчеканила ответила я.

Севастьянов распахнул свой чемоданчик, с которым он ходил всегда, но никогда не открывал, и торжественно извлёк из него необходимый мне прибор.

Я с флешметром во время построения того самого экзаменационного кадра
Я с флешметром во время построения того самого экзаменационного кадра

Я быстро расставила наших мальчишек в нужном мне порядке. Добавила аксессуаров для большей эстетики и наполненности кадра. Установила камеру на штатив. Выставила необходимое мне количество светильников в нужных мне местах. Проверила результат, сделав кадр. Отрезала излишки света флагами (такая специальная кино-фото-световая приспособа). “Подтянула” отражателями провалы в тенях. Замерила экспозицию каждого “фонаря”, как отражённую, так и направленную, флэшметром и подвела её к общему цифровому значению. Проверила, сделав кадр. Вывела необходимую экспозицию, учтя нужную мне глубину резкости. Проверила, сделав кадр.  Поправила внешний вид моделей (расправила ненужные складки на одежде, заправила рубашки, застегнула/расстегнула пуговицы, пригладила/растрепала волосы). Установила режим “автоспуск” на камере, и сама влетела в кадр, приняв нужную позу и даже мило улыбнувшись. Сделала первый рабочий кадр. Оценила все “+” и “-”, тщательно рассмотрев изображение на экранчике камеры. Подумала пару минут. Исправила недочёты композиции, освещения и экспозиции. Заново определила каждому его роль и эмоцию. Опять установила “автоспуск”. Причесалась, подтянулась, улыбнулась в зеркальце и во всём этом снова влетела в кадр. Пропикал таймер, щёлкнул затвор, Севастьянов прошипел: “ВРЕМЯ!”, - и мир вокруг меня перестал существовать...

Тот самый, знаменитый, экзаменационный кадр, выполненный за 20 минут сразу в режиме Ч\Б. БЕЗ ОБРАБОТКИ!
Тот самый, знаменитый, экзаменационный кадр, выполненный за 20 минут сразу в режиме Ч\Б. БЕЗ ОБРАБОТКИ!

- Неплохо, - сухо произнёс препод, пристально разглядывая мою работу на экране ноутбука, - Вполне неплохо. Замечаний нет. А теперь ещё один вариант группового портрета только теперь в цвете и на другом фоне. На всё про всё 15 минут. Время пошло!

Мы всей группой просто обалдели! Это был нонсенс: все выполняли по одному заданию, а мне было велено для получения зачёта выполнить ещё одно. Наши с преподом глаза встретились, и я поняла, что это было элементарное сведение счетов. “Ну, что ж, дорогой Валерий Иванович! Хотите посмотреть, кто кого? Хорошо! Поехали!” - подумала я, и с ещё большим остервенением кинулась выполнять работу.

Через 15 минут “великий и могучий” поджав губы, молча рассматривал на экране своего ноута очередную мою работу. Рассматривал долго и придирчиво: то увеличивал, въедаясь взглядом в самые мелкие детали, то залезал в закодированную информацию внутри кадра, то выводил настройки яркости/контраста/освещённости на экран, а то и вовсе хватался за лупу и замирал, почти не дыша и не мигая, над картинкой, как коршун над добычей.

- Зачёт, - сквозь зубы процедил он через какое-то время, захлопнул ноутбук и злобно произнёс, - Всем до свидания, зачётки заберёте в деканате.

Мой второй экзаменационный кадр, выполненный за 15 минут. Кадр БЕЗ ОБРАБОТКИ!
Мой второй экзаменационный кадр, выполненный за 15 минут. Кадр БЕЗ ОБРАБОТКИ!

Мы все быстро собрались и чуть ли ни бегом вылетели из павильона.

...Впоследствии, потом, когда я уже ушла из института (об этом я расскажу позже), ч/б снимок с того экзамена был выставлен в главном коридоре факультета, как пример мастерства студентов Кино и ТВ. А Севастьянов, как я уже говорила, перестал ко мне придираться. Хотя, и общаться тоже перестал.

А вот и коридор с моей работой! Ну, круто ж ведь!
А вот и коридор с моей работой! Ну, круто ж ведь!

...Кстати! Совсем забыла рассказать одну очень интересную историю, случившуюся со мной на втором курсе. В общем, дело было так!..

...Обратилась как-то ко мне одна преподавательница. Она у нас вела “Историю кино”, предмет, который я в самом начале считала скучным до ужаса, а преподавательницу просто ведьмой, так как она “валила” всех на экзаменах по-чёрному (хотя, потом выяснилось, что не напрасно - СПАСИБО, ЕЛЕНА ПЕТРОВНА!). А через какое-то время влюбилась в этот предмет так, что до сих пор обращаюсь к информации, полученной на её лекциях.

- Алёнушка! Я узнала, что Вы профессиональный фотограф. Дело в том, что я сейчас пишу книгу об истории развития кино в Татарстане, и мне нужен мой портрет для представления на странице автора. Не могли бы Вы мне в этом помочь? А в благодарность я укажу в книге Ваше имя, как автора данного портрета.

Я - бродкастинг (ТВ, Кино и Радио)
Я - бродкастинг (ТВ, Кино и Радио)

Я на наградном пьедестале после всех награждений и закрытия игр на моём объекте. Невероятно уставшая, вымотанная и полу-живая, но такая счастливая!
Я на наградном пьедестале после всех награждений и закрытия игр на моём объекте. Невероятно уставшая, вымотанная и полу-живая, но такая счастливая!

Конечно, я дала согласие.  И началась подготовка. Длилась она полгода. За это время мы с Еленой Петровной продумали образ, его детали и тонкости. Обсудили её причёску и одежду в кадре. Я перелопатила уйму старинных фото и живописных портретов XIX и начала ХХ веков, чтобы лучше понимать эпоху.  В деталях продумала цветовую и световую палитру снимка, а также его последующую обработку. И всё это я делала, работая по 18 часов в бешенном ритме на одном из объектов, проходившей у нас в городе в тот момент, Универсиады 2013 года. Это было невероятно! Невероятно здорово, невероятно круто и невероятно тяжело! Но оно того стоило: после завершения всех соревнований и закрытия самой Универсиады в центральном штабе мне сказали, что мою работу оценили, как лучшую среди всех подразделений моего направления. И даже 1 канал (центральное телевидение), оставшийся недовольный подготовкой всех объектов и организацией съёмочных площадок, мой объект и мою работу оценил, как самую лучшую, продуманную и вежливую.

Тот самый портрет...
Тот самый портрет...
...и та самая книга с автографом автора!
...и та самая книга с автографом автора!

А потом был портрет, который вошёл в книгу легко и весьма органично. Но перед этим замутил бузу в деканате нашего факультета и ещё больше настроил против меня Валерия Ивановича.

- Здравствуйте, Валерий Иванович! - с неизменным уважением произнесла Елена Петровна, войдя в деканат.

- Добрый день! - решил удивить её своей улыбкой Севастьянов.

- Посмотрите, какой невероятный портрет мне сделали для моей книги!

- О, Елена Петровна! Вы здесь просто ошеломительны! Автор фото явно кто-то из столичных корифеев. Я прав? Просто у нас так не снимают.

- Благодарю, Валерий Иванович! Но Вы прекрасно знаете этого автора!

- Что Вы говорите!? Позвольте, угадаю!

Наступила непродолжительная пауза.

- Это Алёна Герасимова с кафедры кинооператорского мастерства! - прервала молчание Елена Петровна. И тут...

...И тут лицо Валерия Ивановича потемнело, глаза потухли, превратившись в чёрные дыры. Наступило тяжёлое молчание. И вдруг, откуда-то из недр тулова этой тучи, выплыло глухое “поздравляю”, после чего туча съёжилась и, отвернувшись ото всех, будто исчезла.

- Алёнушка! Честное слово, я так и не поняла, что это было... - оправдывалась позже Елена Петровна. А я тихо улыбнулась про себя, оскалив все свои зубы в адской ухмылке, заодно недобро сверкнув огнём своих очаровательных зелёных глаз, и вежливо ответила:

- Всё в порядке! Не обращайте внимания — это ведь Валерий Иванович, и никто не знает, что у него на уме.

Елена Петровна с подозрением посмотрела на меня и, как мне показалось, тут же считала всю информацию, полыхавшую в моих “добрых” глазах. Мы с ней помолчали пару секунд, вздохнули “н-да, чего только в жизни ни бывает!..” и, улыбнувшись друг другу, спокойно разошлись каждая по своим делам.

...Шло время. Я работала и училась. В положенное время перешла на второй курс. Учёба закипела с новой силой. И тут...

Продолжение следует...

(ваша Алёна Герасимова; август, 2024 года)