ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность управления развитием организации
1.2. Программный подход к управлению развитием организации
1.3. Актуальные проблемы инновационного развития организаций
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОЛМА-ВОЛГОГРАД»)
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (на примере ООО «ВОЛМА-Волгоград»)
2.2. Обоснование и разработка модели организации и управления инновационным процессом ООО «ВОЛМА-Волгоград»
2.3. Основные принципы разработки модели управления инновационным проектом организации (на примере ООО «ВОЛМА-Волгоград»)
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОЛМА-ВОЛГОГРАД»)
3.1. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным развитием ООО «ВОЛМА-Волгоград»
3.2 Методические рекомендации по управлению инновационным развитием ООО "ВОЛМА-Волгоград"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 118 стр.
Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. На современном этапе инновационное развитие является одним из важнейших приоритетов экономического и социального развития России в целом, непременным условием улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства.
Сегодня приоритетной задачей, стоящей перед государством, является достижение устойчивого развития, путем диверсификации отраслей экономики, отхода от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Производство конкурентоспособных и импортозамещающих товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной инновационной политики.
Основной задачей стоящей перед отечественными производителями строительных материалов является организация выпуска высококачественной продукции, изделий и конструкций, способных заменить аналогичную импортную продукцию, быть конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынке. Решение проблем в инновационном развитии позволит отечественным предприятиям добиться конкурентоспособности и занять достойное место на рынке соответствующей продукции. Однако, для этого необходимы прямая и косвенная поддержка инновационной деятельности со стороны государства, создание действенных экономических механизмов и инструментов по разработке и реализации инновационных проектов и процессов, повышение заинтересованности субъектов инновационной деятельности в осуществлении инновационного развития.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки механизмов инновационного развития предприятий в соответствии с требованиями современных рыночных отношений. В этой связи, актуальной задачей является разработка эффективного механизма управления инновационным развитием предприятия, адекватного современным рыночным условиям.
Степень разработанности темы исследования. В научных публикациях зарубежных и отечественных ученых освещены результаты научных исследований по вопросам инновационного развития как на макро-, так и на микроуровне. К основательным работам, имеющим важное теоретико-методологическое значение необходимо отнести труды таких ученых-экономистов, как П. Дойль, П. Дракер, Г. Гринфельд, Г. Минцберг, Р. Нельсон, Й. Шумпетер и др.
Кроме того, следует отметить также работы российских ученых, посвященные вопросам эффективного управления инновационной деятельностью. Теоретические и прикладные аспекты инновационного развития широко исследованы в трудах таких российских ученых-экономистов как: Б.Н. Авдонин, В.П. Баранчеев, Л.С. Барютин, С.Б. Беланович, В.А. Богомолова, Л.Ф. Борисов, Ю.М. Бородин, А.С. Буй, А.Ф. Габитов, Т.Н. Гаврилова, Н.А. Голобокова, Л.Г. Головач, М.В. Грачева, В.П. Гунин, Е.С. Дубовская, П.Н. Завлин, Н.И. Иванова, С.С. Идрисов, В.С. Кабаков, М.В. Кадацкая, И.А. Карасев, А.Ю. Козин, М.С. Комов, А.Д. Кошелев, А.Д. Кретова, Е.П. Кузнецова, И.А. Кузовлева, М. Лабуш, Л.Ф. Леонидов, В.С. Лобанов, А.Р. Лончакова, О.Ю. Луценко, С.К. Лысенко, Д.С. Львов, И.П. Макаренко, А.Н. Малышев, М.А. Матвеева, А.В. Никитин, М.Е. Павлов, Ю.М. Пономарев, Г.П. Попов, А.Г. Поршнев, Е.Д. Постник, М.Л. Потапов, З.П. Румянцева, М.Б. Сафронова, Ю.В. Сахарников, А.А. Семенов, О.К. Спиридонов, Г.П. Стаханов, Е.П. Суслина, Э.А. Уткин, В.К. Черный, Н.Р. Шевякова, Н.Р. Шевякова и др.
Однако отдельные аспекты данной проблемы требуют дальнейшего исследования. Недостаточно изученные вопросы по совершенствованию механизма управления инновационным развитием, формирования инновационной системы, разработки и реализации инновационного проекта, организации инновационного процесса на промышленном предприятии нашли отражение в настоящем диссертационном исследовании.
Цель и задачи диссертационной работы. Целью работы является разработка научно обоснованных инновационной программы развития деятельности организации, а также рекомендаций по совершенствованию механизма управления ее инновационным развитием.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
-обобщить содержание и теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности промышленных предприятий;
-оценить современное состояние и тенденции индустриально-инновационного развития предприятий промышленной сферы;
-охарактеризовать современное состояние, тенденции, проблемы и перспективы развития отрасли производства строительных материалов - базы для инновационных преобразований;
-разработать модели, предложения и рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия.
Объектом исследования является инновационное развитие ООО «ВОЛМА-Волгоград».
Предметом исследования являются модели и механизмы управления инновационным развитием промышленного предприятия.
Теоретическую основу и методологическую базу исследования составляют работы классиков экономической науки, современные научные труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов в области инновационной деятельности. Методология исследования строилась на принципах системно-структурного анализа, на основе применения методов экономико-статистической обработки данных, сравнения и обобщения, научного анализа и синтеза.
Информационной базой исследования являются данные Росстата, аналитических материалов государственных органов, законодательных актов Российской Федерации, а также данные отчетности ООО «ВОЛМА-Волгоград»
Научная новизна состоит в развитии теоретических положений и разработке новых рекомендаций по совершенствованию механизма управления инновационным развитием промышленных предприятий. В этой связи в работе поставлен ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность управления развитием организации;
- изучить основные положения программного подхода к управлению развитием организации;
- выявить актуальные проблемы инновационного развития организаций;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (на примере ООО «ВОЛМА-Волгоград»);
- обосновать и разработать модели организации и управления инновационным процессом ООО «ВОЛМА-Волгоград»;
- определить основные принципы разработки модели управления инновационным проектом организации (на примере ООО «ВОЛМА-Волгоград»);
- предложить рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновационным развитием ООО «ВОЛМА-Волгоград»;
- разработать методические рекомендации по управлению инновационным развитием ООО «ВОЛМА-Волгоград».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в обоснованные в диссертационной работе теоретические и методические положения и модели инновационной системы предприятия, модели организации и управления инновационным процессом, модели разработки и управления инновационным проектом направленные на совершенствование механизма управления инновационным развитием позволили разработать методические рекомендации для их практического использования в инновационной деятельности предприятия.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность управления развитием организации
Современные экономические условия, характеризующиеся высокой динамичностью и неопределенностью, предъявляют к предприятиям все более жесткие требования, особенно в части управления. В таких условиях успешное функционирование предприятия без наличия четкой стратегии развития практически невозможно. При этом от управления требуется разрабатывать стратегию развития и вносить в нее корректировки гораздо быстрее, чем это было несколько лет назад, а вероятность прогнозов, на которых основываются стратегические решения, должна увеличиваться. В таких условиях необходимо совершенствование методов и механизмов формирования стратегии предприятия.
Для определения сущности управления развитием предприятия сначала остановимся на термине «развитие». С.И. Ожегов под развитием подразумевает «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход из старого качественного состояния в новое, от простого к сложному, от низшего к высшему». Е.М. Коротков рассматривает развитие как «совокупность изменений, которые ведут к появлению нового качества и укрепления жизнеспособности системы, ее способности создавать сопротивление силам внешней среды». По мнению Л.Ф. Борисова, «развитие - переход из одного качественного состояния в другое». Существует мнение, что развитие экономико-производственных систем - это процесс перехода экономико-производственной системы в новое, более качественное состояние за счет наращивания количественного потенциала, изменения и усложнения структуры и состава, в результате чего повышается ее способность сопротивляться разрушитель ному воздействию внешней среды и эффективность функционирования. Таким образом, можно отметить, что развитие предприятия представляет собой абсолютное или относительное изменение показателей, характеризующих состояние предприятия в течение определенного периода времени.
Традиционный методологический принцип управления предполагает обращение вовнутрь хозяйствующего субъекта. Этот принцип основан на рассмотрении предприятия как закрытой системы и служит, прежде всего, инструментом распределения внутрифирменных ресурсов (внутрифирменное планирование), а также рациональной организации, координации, контроля деятельности подразделений предприятия. Однако рыночные механизмы показывают несовершенство такого подхода, поскольку в современных условиях хозяйствования предприятие как субъект представляет собой открытую систему, на которую оказывают влияние значительное число факторов. В связи с этим назрела необходимость в смене парадигмы понимания организации как закрытой системы и необходимости наличия четко сформулированной и эффективно внедренной на практике стратегии его развития. Стратегия определяет основные приоритеты развития компании, ее основные возможности и риски, связанные как с внешней, так и с внутренней конъюнктурой хозяйствующего субъекта.
2.2. Обоснование и разработка модели организации и управления инновационным процессом ООО «ВОЛМА-Волгоград»
Побудительным механизмом развития инновационной деятельности в первую очередь является рыночная конкуренция. Предприятия, использующие устаревшую технологию и выпускающие устаревшую продукцию, рискуют потерять рынок сбыта и стать убыточными. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, получить конкурентные преимущества производимой и реализуемой продукции. Следствием освоения инновации предприятием может явиться укрепление своих позиций на рынке в борьбе с предприятиями-конкурентами, предлагающими аналогичную продукцию, и это, несомненно, будет способствовать повышению выживаемости предприятия в острой конкурентной борьбе за рынок сбыта.
На предприятии, выпускающем устаревшую продукцию, возникает проблемная ситуация, которая мотивирует разработку и реализацию инновационного проекта, инициирует организацию инновационного процесса, призванного обеспечить обретение предприятием конкурентных преимуществ.
В предлагаемой нами концептуальной модели инновационного процесса маркетинговые исследования рекомендуется проводить непосредственно уже в начале процесса при анализе сложившейся проблемной ситуации на предприятии, а также при разработке концепции и вариантов инновационного решения, на стадии анализа и выбора оптимального варианта, при оценке эффективности инновационного проекта, проведение маркетинговых исследований рынка аналогичных продуктов после этапа производства опытной партии нового продукта.
Применительно к развитию ООО «ВОЛМА-Волгоград» нами предложена концепция модели более расширенного, последовательно-паралельного инновационного процесса, предусматривающая детальную разбивку на стадиях инновационного процесса и включающая меры по анализу проблемной ситуации, разработку концепции и вариантов инновационного решения, маркетингу и выбору оптимального варианта инновационного решения, разработку и реализацию инновационного проекта, оценку эффективности инновационного проекта, маркетинговые исследования рынка аналогичных продуктов, организацию промышленного производства и реализации нового продукта (рис. 12).
Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.