Читателю может быть интересно, что эмоционально проживает врач по пути к освоению ремесла. Думаю, такие переживания схожи у многих специалистов интенсивной медицины, но мы этим обычно не делимся.
На самом деле про эмоции – это первые 2-4 из шести глав. В других главах – мои этапы эмоционального созревания. Что-то будет интересно прочитать вам, что-то полезно повторить мне, написав для самого себя.
В 2000 году я поступил в ВУЗ, с 4 курса учился и ассистировал врачам в отделениях и операционных ведущих клиник города.
В профессию я входил детским врачом, параллельно с ростом кругозора и стрессоустойчивости – стал врачом анестезиологом реаниматологом. Буду рад пройти мини путешествие от прошлого к настоящему, делясь с Вами и эмоциями молодого человека – врача, и ощущениями уже зрелого специалиста.
Глава 1. Я «Бог».
Вот я дипломированный врач. Прохожу интернатуру по педиатрии (детский терапевт, как иногда говорят).
За что гордость: статус врача, пройденный путь, как сидит белый халат, уважительное отношение ко мне больных и медсестер, несколько уже проведенных очень удачных консультаций, получивших признание профильных специалистов. Я на высоте. В сравнении с тысячами, ежегодно начинающими этот путь, абитуриентами и студентами.
Я уважаем на столько, что мне выдали самолет для полета в предстоящую командировку. А в аэропорту по прилету меня ожидала машина.
И не важно, что самолет – «кукурузник», а машина – «буханка» скорой помощи.
Я прилетел на практику (помощником врача) в далекий район одной из крупнейших областей страны (Архангельской). Сама кафедра ВУЗа отправила меня на помощь в районную больницу. Я получал признание, подтверждением признания было то, как меня ждали и встречали. Но я еще ничего не сделал… Для своих 23 лет – персона важная.
Кстати, розовые очки с молодого доктора слетают при малейшем дуновении любого тяжело больного пациента или, тем более, «стремящегося» умереть «на твоих руках».
Глава 2. Животный страх.
Долетел, доехал я в ЦРБ города Мезень. Слушаю опытного врача педиатра, за что она отвечает в ЦРБ. Оказывается, все врачи ушли, и она на 4 ставки. Рассказ подозрительно подробный для 1-го знакомства. А в завершении: «Спасибо, я в отпуск если что звоните».
От бросившего мне по лбу «эстафетной палочкой» врача я слышал: Поликлиника, стационар, скорая помощь, роддом.
Анализирую в том же порядке: справлюсь; поднапрягусь; смогу; что?.. Роддом…
Я учился принимать решения и нести ответственность за благополучие больных. Поэтому и здесь. Но не через 4 месяца интернатуры за то, на что врачи учатся 2 года.
Эмоциональная яма. Перед пропастью с ватными ногами. Накатывающий волнами страх (еще не оформленный в уголовную или социальную плоскость). Практически животный. Как страх самосохранения. Ценою моего незнания или ошибки станет здоровье или жизнь младенца, без вариантов перемотки назад.
Способность сказать, что я не готов, парализована вместе с сознанием, этим эмоциональным «полетом с высотки», на которую меня вознесла гордыня.
Эту историю можно прочесть в моем телеграм-канале
Глава 3. Я ученик.
Усмирив гордыню и самомнение. Во благо пациентов. Вооружившись опытом прошлых лет, я не только много читал, но и не стеснялся советоваться. Меня нет как умного и надежного врача (коим в глазах коллег я стал). Я просто сосуд с информацией. Наполняемый и извлекаемый нужную.
Глава 4. Страх неопределенности.
Чем большим ты становишься как врач, тем с более тяжелыми случаями тебя сталкивает судьба. По крайней мере меня. Преодолеть страх неопределенности сохранив выдержку и эффективность, когда ценою ошибки является человеческая жизнь – тяжелая внутренняя работа (при наличии должных профессиональных знаний, конечно).
Сколько бы я не узнал и не умел, всегда есть случай, который станет пределом или для компетенций, или для эмоциональной стабильности. Это как спасать больного, которого невозможно спасти, видеть 100% умирающего ребенка или «качать» больного до потери собственных сил, невзирая на время и протоколы. Со временем такой труд становится привычным стрессом. Закаляющим тебя изнутри. Когда тебя «не пронять» практически ничем.
Глава 5. Я учитель.
Ответственность за пациентов не оставляет меня. Я знаю, как тяжело их вытаскивать и какою ценой, каких энергий, стоит «поднять» пациентов, которых можно было бы эффективнее поддержать, не потеряй они время (обратись они раньше или подскажи кто коллеге врачу то, что правильнее).
Молодым врачам я говорю напрямую теоретическую базу и практическое применение на примере конкретных пациентов, за которых я отвечаю.
Ещё я научился помогать пациентам, которые юридически не являются моими. Следить ночью за их показателями и параметрами вентиляции (реанимационное отделение). Обсуждать пациентов с их врачами невинно наводящими вопросами; того, что может быть важно конкретному больному, через описание своих подобных случаев или другими методами. Это как политика – искусство коммуникаций, где в центре не персона врача, а благополучие пациента.
Врачам со стажем я не указываю прямо, но всегда доношу информацию и радуюсь, видя как с пациентом всё становится по плану.
Глава 6. В поисках истины.
Есть отдельные манипуляции, которые я хочу отточить. Я об этом задумался недавно. И мне не стыдно, что я не Бог. Я знаю где и кто и что-то делает лучше. Чтобы с помощью коллег научить себя тому, что мне может пригодиться в будущем, я езжу в поисках новых навыков и знаний. С недавнего времени я уже не отношу себя к врачу отделения реанимации или к врачу скорой.
Если я вижу пациента, которому можно помочь, я в рамках системы, которую знаю, и с помощью взаимодействий с коллегами – помогаю. Охотно участвую в разборе сложных случаев.
Берусь за сложные задачи, привлекая к их решению все кадровые и технические ресурсы, характерные для нашего времени. Не опасаясь неудач. Просто знаю, что если берусь – то отдамся до конца. Продолжаю учиться и считаю этот процесс вечным.