Найти тему

Материнское начало в русской культуре

Специально для наших читателей, заслуженный профессор МГУ, российский историк, культуролог и регионовед, доктор исторических наук Анна Валентиновна Павловская рассказала о материнском начале в русской культуре. В статье вы узнаете о восприятии материнства в разные периоды русской истории, об образах материнства в фольклоре и художественных произведениях, об особой роли матери в русской культуре. Экспертные материалы являются частью онлайн-курса «Русский мир: традиции, быт, нравы»: https://openedu.ru/course/msu/RUSSIANWORLD/

Исторически в России сложился культ женщины. Но речь не идет о поклонении, обожании и воспевании женской красоты и любви к женщине, как это было в Европе с ее трубадурами, менестрелями и рыцарями. Там имело место открытое, а в некоторые периоды и обязательное для приличного человека из высшего общества преклонение перед дамой сердца, носившее эротический характер. В России же на первом плане материнское начало: мать-сыра-земля, Родина-мать, Москва всем городам мать, Волга-матушка. В религиозном плане главный культ — культ Богородицы, именно она считается защитницей и покровительницей русской земли.

Плакат «Родина-мать зовёт!», И.М. Тоидзе, 1941г.
Плакат «Родина-мать зовёт!», И.М. Тоидзе, 1941г.

Причем это не просто уважение и почитание матери, как в восточных культурах, материнство в России понимается более отвлеченно, в высоком смысле, как первооснова всего сущего, начало рода человеческого. Что-то очень древнее проглядывает через почитание материнства, освященное последующими эпохами: и христианством, и даже социализмом (неслучайно на самом знаменитом плакате времен Великой отечественной войны изображена немолодая женщина со строгим лицом и написано: «Родина-мать зовет!»). Даже в супружеской жизни материнская основа превалировала, женщина была прежде всего матерью.

Безусловно, долгое время женщина была почти исключена из государственной и общественной жизни страны. Но она всегда играла огромную роль в жизни мужа, была своеобразной опорой для него и его деятельности, участвовала в воспитании детей, а следовательно, опосредованно в жизни общества и государства. Многочисленные мемуары известных людей XIX в. указывают на то огромное духовное, культурное и образовательное влияние, которое оказали матери на своих детей. По выражению известного исследователя Ю. М. Лотмана, именно «читающая мать», появление которой он относит к концу XVIII — началу XIX вв., вводила в круг чтения детей:

«Женский мир был неотделим от детского, и женщина-читательница породила ребенка-читателя».

Однако было бы неверно относить материнское влияние только к позднему периоду, оно было важно во все времена. Согласно народной традиции, полностью на попечении матери находились дочери. Но и сыновья находились под ее неусыпным вниманием и заботой. К тому же в силу различных обстоятельств, в том числе из-за частых войн, мужчины женились нередко уже в летах и умирали раньше. Мать-вдова — образ, часто встречающийся в сказаниях, былинах, исторических биографиях.

Супружество для русской женщины было прежде всего первым шагом к материнству. Даже самые юные и неопытные инстинктивно чувствовали и знали это. Л. Н. Толстой описывает первые дни семейной жизни Левина, счастливого в браке с любимой женой, но не избежавшего разнообразных конфликтов и трудностей, сопровождавших начало семейной жизни. В частности, он осуждал жену за бездействие, легкомыслие, нежелание думать и заниматься чем-то серьезным. Толстой, сам многодетный отец к моменту написания романа, понимал Кити гораздо лучше:

«Левин в душе осуждал это и не понимал еще, что она готовилась к тому периоду деятельности, который должен был наступить для нее, когда она будет в одно и то же время женой мужа, хозяйкой дома, будет носить, кормить и воспитывать детей. Он не подумал, что она чутьем знала это и, готовясь к этому страшному труду, не упрекала себя в минутах беззаботности и счастия любви, которыми она пользовалась теперь, весело свивая свое будущее гнездо».

Видимо, не случайно бытописатель русского народа А. В. Терещенко в своем труде, созданном в середине XIX века, пришел к выводу: «Каждый народ имеет свой особый дух и такие качества, которые только ему свойственны. Женский пол отличается во всем свете чувствительностью и нежностью сердца, но при этом он обнаруживает свои наклонности. Немки хорошие хозяйки, голландки постоянные, англичанки верные, испанки пламенные, португалки страстные, швейцарки патриотки, француженки любезные, итальянки ревнивые, польки увлекательные собеседницы, а русские нежные матери».

***

Анна Валентиновна Павловская, российский историк, культуролог и регионовед, доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ. Заведующий кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, заведующая отделением региональных исследований и международных отношений, автор онлайн-курса «Русский мир: традиции, быт, нравы».

https://openedu.ru/course/msu/RUSSIANWORLD/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц