Период прохождения вступительных экзаменов, как и последующие ожидание результатов о зачислении является настоящим испытанием для абитуриентов. Возникает серьезное психоэмоциональное напряжение, поскольку экзамен и ожидание являются сильным стрессогенным фактором для большинства абитуриентов. Что естественно приводит к развитию стрессовых состояний. Что делать с этим стрессом и как помочь своему ребенку? Отвечает Дмитрий Владимирович Деулин, кандидат психологических наук, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Стресс имеет несколько стадий своего развития, к которым относят мобилизацию, сопротивление и истощение. Если стрессовая ситуация заканчивается на этапе сопротивления, то психика возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор сохраняется, действия стресса тоже сохраняется.
Поскольку экзамен как самая острая фаза окончены, но отсутствуют результаты, абитуриенты продолжают проявлять беспокойство и испытывать волнения. Ведь фактически ситуация остается неопределенной, что означает на профессиональном языке – «гештальт не закрыт». Такая неопределенность может переживаться достаточно долго, ведь субъективно восприятие времени ожидания результатов увеличивается. На этой стадии могут возникать перегрузки, проблемы со здоровьем, манифестация психосоматических заболеваний и др. Поэтому важно вовремя реагировать на поведение и жалобы абитуриентов в этот период.
Психологическая поддержка, связанная с психопрофилактическими мероприятиями, направленными на уменьшение психического напряжения и негативного влияния стресса может оказываться достаточно широким ассортиментом методов. Здесь важно оценить общее состояние абитуриента, исключить развитие психопатологических состояний, угрожающих жизни и здоровью. Понять, что можно справиться комплексом психологических средств, не прибегая к медицинской помощи, можно по результатам наблюдения и разговора.
Обязательно требуется восстановление нормального режима сна и бодрствования, добавления в «рацион» поддержки умеренных ежедневных занятий физкультурой, организация прогулок на свежем воздухе, социальное взаимодействие. Для абитуриента важным ресурсом в такой период становится поддержка близких людей: родителей, братьев, сестер, семьи, друзей и др.
Психологическая поддержка должна оказываться своевременно, безотлагательно, поскольку промедление или ее отсутствие может в крайних случаях привести к формированию острых реакций на стресс и, в дальнейшем, развитию на их основе даже посттравматических стрессовых расстройств. При проведении психологической поддержки крайне важно учитывать исходные особенности личности и психического состояния абитуриента.
Также важно, заставить абитуриента отрефлексировать ситуацию неопределенности, прежде всего, это связано с направленностью сознания на свои собственные действия и мысли. Можно говорить и о применении психологической защиты, например, рационализации, когда абитуриент как бы оправдывает свои действия. Это позволяет смириться с неизбежным и снизить последствия стрессовой нагрузки. В этот период нельзя обесценивать чувства абитуриента, поскольку это может еще больше его травмировать. Лучше обесценивать саму ситуацию вступительных экзаменов. В целом, можно говорить о таких приемах как дыхательная гимнастика, мышечное расслабление, специальные психофизиологические тренировки, например, психогимнастика по методу Х. Алиева, метод аутогенной тренировки И. Шульца и др.
Наши последние исследования показывают, что огромную роль в области формирования стрессоустойчивого поведения и снижения негативных последствий стресса играет использование художественной и избирательной техник, например, в рамках пассивной изотерапии. Абитуриент может переключить свое внимание на посещение выставок, картинных галерей, музеев. Научно доказано, что все то, что может доставить эстетическое наслаждение, способно амортизировать и перерабатывать негативные психоэмоциональные реакции. Поэтому так важно переключить внимание абитуриента с психотравмирующей ситуации, с ситуации неопределенности на что-то жизненно утверждающее, позитивное.
Ну и конечно простая человеческая забота и способность к эмпатическому слушанию обладает огромным терапевтическим эффектом.