Найти тему
Просто о психологии

Как поддержать своего ребенка-абитуриента?

Период прохождения вступительных экзаменов, как и последующие ожидание результатов о зачислении является настоящим испытанием для абитуриентов. Возникает серьезное психоэмоциональное напряжение, поскольку экзамен и ожидание являются сильным стрессогенным фактором для большинства абитуриентов. Что естественно приводит к развитию стрессовых состояний. Что делать с этим стрессом и как помочь своему ребенку? Отвечает Дмитрий Владимирович Деулин, кандидат психологических наук, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Ожидание результатов поступления является не менее стрессовым событием, чем сами экзамены, поэтому особенно важно не оставлять своего ребенка, пусть уже и взрослого, один на один с этой ситуацией. Фото: www.freepik.com
Ожидание результатов поступления является не менее стрессовым событием, чем сами экзамены, поэтому особенно важно не оставлять своего ребенка, пусть уже и взрослого, один на один с этой ситуацией. Фото: www.freepik.com

Стресс имеет несколько стадий своего развития, к которым относят мобилизацию, сопротивление и истощение. Если стрессовая ситуация заканчивается на этапе сопротивления, то психика возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор сохраняется, действия стресса тоже сохраняется.

Поскольку экзамен как самая острая фаза окончены, но отсутствуют результаты, абитуриенты продолжают проявлять беспокойство и испытывать волнения. Ведь фактически ситуация остается неопределенной, что означает на профессиональном языке – «гештальт не закрыт». Такая неопределенность может переживаться достаточно долго, ведь субъективно восприятие времени ожидания результатов увеличивается. На этой стадии могут возникать перегрузки, проблемы со здоровьем, манифестация психосоматических заболеваний и др. Поэтому важно вовремя реагировать на поведение и жалобы абитуриентов в этот период.

Психологическая поддержка, связанная с психопрофилактическими мероприятиями, направленными на уменьшение психического напряжения и негативного влияния стресса может оказываться достаточно широким ассортиментом методов. Здесь важно оценить общее состояние абитуриента, исключить развитие психопатологических состояний, угрожающих жизни и здоровью. Понять, что можно справиться комплексом психологических средств, не прибегая к медицинской помощи, можно по результатам наблюдения и разговора.

Обязательно требуется восстановление нормального режима сна и бодрствования, добавления в «рацион» поддержки умеренных ежедневных занятий физкультурой, организация прогулок на свежем воздухе, социальное взаимодействие. Для абитуриента важным ресурсом в такой период становится поддержка близких людей: родителей, братьев, сестер, семьи, друзей и др.

Поддержка окружающих, особенно людей, кто уже сталкивался с подобной ситуацией или проходит ее прямо сейчас может стать большим ресурсом для преодоления стресса. Фото: www.freepik.com
Поддержка окружающих, особенно людей, кто уже сталкивался с подобной ситуацией или проходит ее прямо сейчас может стать большим ресурсом для преодоления стресса. Фото: www.freepik.com

Психологическая поддержка должна оказываться своевременно, безотлагательно, поскольку промедление или ее отсутствие может в крайних случаях привести к формированию острых реакций на стресс и, в дальнейшем, развитию на их основе даже посттравматических стрессовых расстройств. При проведении психологической поддержки крайне важно учитывать исходные особенности личности и психического состояния абитуриента.

Также важно, заставить абитуриента отрефлексировать ситуацию неопределенности, прежде всего, это связано с направленностью сознания на свои собственные действия и мысли. Можно говорить и о применении психологической защиты, например, рационализации, когда абитуриент как бы оправдывает свои действия. Это позволяет смириться с неизбежным и снизить последствия стрессовой нагрузки. В этот период нельзя обесценивать чувства абитуриента, поскольку это может еще больше его травмировать. Лучше обесценивать саму ситуацию вступительных экзаменов. В целом, можно говорить о таких приемах как дыхательная гимнастика, мышечное расслабление, специальные психофизиологические тренировки, например, психогимнастика по методу Х. Алиева, метод аутогенной тренировки И. Шульца и др.

Наши последние исследования показывают, что огромную роль в области формирования стрессоустойчивого поведения и снижения негативных последствий стресса играет использование художественной и избирательной техник, например, в рамках пассивной изотерапии. Абитуриент может переключить свое внимание на посещение выставок, картинных галерей, музеев. Научно доказано, что все то, что может доставить эстетическое наслаждение, способно амортизировать и перерабатывать негативные психоэмоциональные реакции. Поэтому так важно переключить внимание абитуриента с психотравмирующей ситуации, с ситуации неопределенности на что-то жизненно утверждающее, позитивное.

Ну и конечно простая человеческая забота и способность к эмпатическому слушанию обладает огромным терапевтическим эффектом.