Лётчики штурмовой и армейской авиации эффективно поддерживают с воздуха сухопутные подразделения.
Ежедневно в интересах «Южной» группировки войск экипажи штурмовиков и вертолётов наносят удары по опорным пунктам, живой силе и боевой технике вооружённых сил Украины. Успешно выполняя боевые задачи, они тем самым позволяют нашим войскам постепенно продвигаться вперёд, оттеснять противника всё дальше на запад.
Это был самый обыкновенный рабочий день для нашей авиации: стояла прекрасная лётная погода и ранним утром на аэродроме было оживлённо.
Авиатехники бодро готовили самолёты Су-25СМ3 к боевым вылетам. Они заправили и полностью вооружили машины.
Сейчас идут последние этапы их работы – к штурмовикам подъехали аэродромные пусковые агрегаты на базе автомобилей «Урал». От автомашин техники протянули к самолётам кабели. Теперь они запускают и проверяют исправность оборудования.
К своим самолётам уже подходят лётчики. И вот боевые машины в полной готовности – лётный состав в кабинах, включены бортовые средства радиосвязи и уже работают реактивные двигатели.
На взлётную полосу начал выруливать первый самолёт. Получив разрешение на взлёт, лётчик отпустил тормоз и прибавил тяги – машина ринулась вперёд. После недолгого разбега шасси оторвались от бетонных плит. Затем последовал второй самолёт, третий… Таким образом, на боевые задачи вылетело несколько пар Су-25СМ3.
На самом аэродроме при этом жизнь не утихла. Пока штурмовики помогают нашим войскам на передовой, здесь остаются авиатехники, которые всей душой болеют за общее дело. «Естественно, мы волнуемся за лётчиков, переживаем и ждём на земле в целости и сохранности», – говорит Рахмет, инженер авиационного комплекса Су-25. Он признаётся, что всё-таки у него волнения не очень много, поскольку ему внушает уверенность как надёжность техники, так и мастерство лётного состава.
Каждый день Рахмет проводит предполётную подготовку, в ходе которой обходит самолёт и проверяет исправность всех агрегатов, заправку баков, наличие вооружения. К этому инженер подходит с огромной ответственностью. Он поясняет: «Это же жизнь лётчика. Мы за неё отвечаем. От нашей работы зависит жизнь экипажа самолёта».
По возвращении штурмовика Рахмет каждый раз интересуется у лётчика, как вела себя машина. После этого он вновь приступает к работе, чтобы подготовить технику к следующему вылету. Экипажи находятся в боевой готовности непрерывно.
Сегодня полёт наших лётчиков продлился не очень долго. Уже первая пара вернулась на аэродром. Несмотря на то что метеоусловия были хорошими, на боевом задании возникли трудности. Ведущий пары «Бэбск» говорит: «Когда мы полетели, враг нас интенсивно глушил средствами РЭБ. Поэтому как таковой у нас навигации не было».
Ввиду этого экипажи действовали по визуальным ориентирам. В один момент они даже отклонились от намеченного маршрута на полтора-два километра, но вовремя это осознали и верно развернули самолёты на боевой курс. Двигаясь на предельно малых высотах со скоростью 800 километров в час, лётчики с кабрирования отстреляли боекомплект неуправляемых авиационных ракет.
На обратном пути их тревожили сомнения по поводу точного поражения цели. Однако передовой авиационный наводчик им доложил, что сегодня экипажи выполнили задачу не просто на отлично, а превосходно: все цели были точно поражены.
Через некоторое время сюда же приземлилась пара ударных вертолётов армейской авиации – Ми-28 и Ка-52
Этот боевой успех во многом обусловлен мастерством экипажей. Они хорошо чувствуют машину, легко выполняют полёты по визуальным ориентирам, имеют огромную практику точной стрельбы с кабрирования. При этом сами лётчики прежде всего благодарят свои боевые машины.
«Бэбск» говорит: «Я считаю, что это самый лучший самолёт, который выполняет все боевые задачи на все сто процентов. Ничуть не пожалел, что попал именно на него. Это в принципе была моя мечта». Того же мнения «Афганец» – ведомый в паре. «Лучше самолёта на данный момент не знаю, не видел. Этот самолёт – «летающий танк», не зря его так называют. Никаких недочётов нет», – подчёркивает лётчик.
Как они оба говорят, гениальная простота Су-25 позволяет ему сохранять управляемость при любом воздействии со стороны противника и при самых опасных повреждениях. Это очень надёжный боевой самолёт. Более того, он идеально подходит для полётов на предельно малых высотах. «Бэбск» отмечает: «Если даже у нас скорость 850–900 километров в час, она не кажется такой быстрой. Когда летишь, это всё равно что ехать, наверное, по дороге 100–120 километров в час. Успеваешь всё сделать».
По словам «Бэбска» и «Афганца», основными их целями являются полевые укрепления, опорные пункты противника. По ним наши штурмовики ежедневно наносят авиационные удары. «Взлетаем парами, идём, выходим на боевой курс. С определённой дальности выполняем пуск неуправляемых авиационных ракет, маневрируем, выпускаем тепловые ловушки и возвращаемся обратно», – рассказывает «Афганец».
Каждый раз на пути экипажей встречается множество самых разных препятствий, которые приходится преодолевать. Это могут быть и осадки, и туман, скрывающий из виду наземные объекты. Из-за этого становится тяжело летать на предельно малых высотах, поскольку можно попросту не успеть увернуться от вдруг возникшего дерева, линии электропередачи, какой-нибудь вышки. Бывают, осложняют полёт подразделения противника, вооружённые ПЗРК.
Так, на днях по самолёту «Бэбска» боевики выпустили три ракеты. Место пуска как раз находилось позади той цели, которую он должен был поразить. Действуя в экстремальной ситуации, лётчик ошибся с дальностью и открыл стрельбу мимо цели, после чего увернулся от вражеских ракет.
Однако при всём этом вышло так, что боеприпасы «Бэбска», перелетев намеченную цель, поразили как раз ту группу ВСУ, которая вела огонь из ПЗРК. «Даже видео наш авиационный наводчик прислал. Мы посмотрели, как они пустили, потом следующую ракету мы пустили. Такая у нас, грубо говоря, дуэль была. И получилось то, что мы попали именно туда, откуда они пускали», – рассказывает лётчик.
Вообще, безопасность штурмовиков отчасти зависит и от работы наводчика. Лётчики признаются, что он играет большую роль в их слаженной работе. Авианаводчик не только наводит на цель экипажи и докладывает о результатах их работы, но и своевременно предупреждает их о возникшей опасности. Он всегда может вовремя сообщить, откуда по ним была запущена зенитная ракета.
С другой стороны, наших штурмовиков прикрывают вертолёты армейской авиации, с которой они много и тесно работают. «Мы с ними вместе взлетаем, выдвигаемся туда, здороваемся друг с другом. Вот с ними прямо взаимодействие очень хорошо налажено. Мы одна команда, одна семья с ними», – продолжает «Бэбск».
Из состава армейской авиации на сопровождение штурмовиков всегда выделяется поисково-спасательный отряд на вертолётах Ми-8 и Ми-35. В случае если лётчик-штурмовик где-нибудь катапультируется, то к нему сразу же придёт на помощь группа эвакуации. Кстати, к завершению нашей беседы с лётчиками Су-25СМ3 на аэродром вернулись спасатели, сопровождавшие «Бэбска» и «Афганца».
Через некоторое время сюда же приземлилась пара ударных вертолётов армейской авиации – Ми-28 и Ка-52. Их экипажи тоже успешно выполнили задачу. Сегодня они вышли в назначенный район, поразили площадную цель и благополучно прибыли обратно. Полёт их проходил на предельно малых высотах от 10 метров.
Одного из лётчиков зовут «Артистом». Он уже три года управляет разведывательно-ударным вертолётом Ка-52, однако в специальной военной операции участвует всего лишь месяц. По его словам, здесь в боевых условиях он встретил почти всё то же самое, чему его учили в пункте постоянной дислокации, что он отрабатывал в ходе учебно-тренировочных полётов. Поэтому «Артист» уверенно и спокойно справляется со всеми боевыми задачами. Он успешно наносит удары по опорным пунктам, живой силе и боевой технике ВСУ. Это происходит каждый день – вместе с остальными лётчиками, которые вылетают с этого аэродрома. Они продолжат работать таким же образом до тех пор, пока все поставленные задачи не будут выполнены.
Донецкая Народная Республика