Найти тему
РБК Калининград

Калининградстат: производство шоколада растет вместе с ценами на сырье

По итогам 2023 года в Калининградской области произведено 42,5 тыс тонн шоколада. Это более, чем на 12 тысяч тонн больше, чем годом ранее. Показатель приблизился к цифрам восьмилетней давности, когда у местных шоколатье был подъем. Так, по данным Калининградстата, в 2015 году они изготовили 43,3 тыс тонн сладкого продукта, а в 2014 году еще больше — 46,8 тыс тонн.

После 2015 года динамика производства шоколада стала отрицательной. Так, в 2016 году калининградские производители отчитались о выпуске 35,6 тыс. тонн, в 2017 — всего 17, 9 тысяч тонн, годом позже — 15, 1 тыс тонн. К 2019 году цифры приблизились к минимальным значениям в новейшей истории: область получила от местных производителей 12,2 тыс тонн шоколада.

   Калининградстат
Калининградстат

Удивительно, но когда цены на сырье — какао и сахар стали расти в геометрической прогрессии, объемы производства стабилизировались. К началу СВО, в 2022 году объем выпущенного в регионе шоколада вырос почти в три раза — до 30, 4 тыс тонн. При этом цена какао поднялась с 764 до 1010 рублей. Как следствие, подорожал и конечный продукт: с 1 054,25 в 2021-м до 1 285,06 рублей за кг.

Отметим, что какао в российский эксклав продолжают ввозить как из России, так и из Европы. Какао-продукты не входят в состав санкционных товаров, их доставляют как морем, так и сухопутным транспортом. Из-за рубежа есть и прямые поставки.

Кстати, в Калининграде самой высокой была цена 2022 года — 1285 рублей за кг шоколада. Потом цены постепенно пошли вниз, и в 2024 году 1 кг обходился уже в 1 180 рублей.

   Калининградстат
Калининградстат

Как рассказали в Калининградстате, в мае этого года самые высокие цены на шоколад и какао тогда были в восточных регионах страны. Шоколад дороже всего стоил в Приморском крае — 1 842,31 руб./кг. В Хабаровском крае и Магаданской области — 1 811,11 руб и 1 724,92 руб за килограмм соответственно.

Однако еще в марте 2024 года калининградские шоколатье предупредили: молочный шоколад может вырасти в цене на 20%, а горький шоколад — на все 90%. Причина — стремительный взлет стоимости какао-бобов на фоне их неурожая в Западной Африке, где производится около 60% мирового сырья. Если в конце февраля за тонну какао-бобов на бирже продавцы просили около 6 тыс. долларов, то 18 марта в ходе торгов стоимость какао-бобов достигла почти 8,4 тыс. долларов за тонну, и это вдвое выше показателей конца 2023 года.

До каких пределов может вырасти в цене шоколад к концу этого года производители спрогнозировать не могут: слишком от многих факторов это зависит.

«Десять лет назад и сахар стоил 10 рублей (за килограмм — прим. ред.). Сегодня он стоит 70 и ты уже вроде как этому рад, потому что полгода назад были поставки и по 110 рублей. А это тоже составляющая шоколада», — объяснил РБК Калининград управляющий семейным производством «Шаакен дорф» Александр Чуев.

Но в результате роста цен шоколадный бизнес региона вынужден сократить производство примерно на треть. По мнению Чуева, улучшить положение может новый урожай, но это станет ясно не раньше осени, писал РБК Калининград.

«Понятно, что прогнозы на урожай какао меняются, но в целом они пока далеко не оптимистичные, и что будет в итоге, никто не знает. Понимаете, какао-бобы — биржевой товар и то, что происходит с ценами — достаточно хаотично. Но общий тренд на повышение очевиден. Сказать, что цены упадут — наверное, нет. И насколько они еще поднимутся, тоже непонятно. Раньше колебания цен составляли от 5 до 8 евро за килограмм, сейчас это 20 евро. Более ранние колебания были менее критичными, плюс-минус 20%, сейчас — плюс 100%! Думаю, то, что цены на шоколад как минимум до осени не стабилизируются, это очевидно», — резюмирует Чуев.

Между тем, шоколатье не берется судить насколько из-за этого могут еще упасть объемы. Он отмечает: спрос и предложение на шоколад — показатели очень нестабильные.

«Здесь нельзя однозначно что-то сказать. Вот, например, в 2008 году, когда в стране случился такой легкий финансовый кризис, шоколада больше ели или меньше? Как шоколатье могу сказать, что столько шоколада, как в тот год, я не делал никогда. Опять же, когда была пандемия в Европе был очень высокий спрос на шоколад, потому что у людей, судя по всему, был огромный стресс и они либо пили, либо заедали стресс шоколадом. Поэтому здесь что-то прогнозировать — дело неблагодарное», — считает он.